Роста тарифов на так называемых регулируемых маршрутах вряд ли удастся избежать, уверены перевозчики краевой столицы. Обоснованность этого утверждения обсудили в администрации Барнаула
С начала года перевозчики, работающие в Барнауле на нерегулируемых маршрутах, повысили цену проезда до 35 рублей. Причиной роста тарифа стало увеличение стоимости топлива, запчастей, расходников и т.д. Вслед за коллегами по цеху по тому же пути хотят пойти предприятия-контрактники, обслуживающие регулируемые маршруты. Накануне днем вопрос обсудили в администрации Барнаула. Эксперты пришли к выводу, что запланированный рост не превысит инфляцию, но пока вопрос остается дискуссионным. Точку должны поставить в Координационном совете по ценообразованию города.
"Удушающие" цены
Тарифное регулирование проезда в общественном транспорте обсудили в мэрии Барнаула в минувший вторник, 2 апреля, в ходе расширенного совещания. Его провел глава города Вячеслав Франк. В обсуждении приняли участие представители краевых и городских властей, профильных комитетов, а также депутаты, председатель Общественной палаты города Борис Черниченко и его заместитель Петр Фризен.
В ходе совещания участникам напомнили, что транспортные предприятия, работающие на так называемых регулируемых маршрутах, обратились в мэрию города с просьбой дать добро на повышение стоимости проезда до 35 рублей с 1 мая текущего года. Данный вопрос рассмотрят в среду, 3 апреля, на Координационном совете по ценообразованию Барнаула, сообщили на совещании. Участники заседания обсудят экономическую обоснованность предложенной стоимости проезда.
Шаг вынужденный, ранее не раз подчеркивали перевозчики. Мера жизненно необходима для того, чтобы остаться на плаву и продолжать обслуживать пассажиров.
Как отметили на заседании, сегодня на развитие сферы городских пассажироперевозок негативно влияет несколько факторов. В первую очередь это рост цен на дизельное топливо, а также увеличение стоимости расходников и комплектующих в пределах от 10% до 50%, отметил в ходе совещания Павел Есипенко, председатель комитета экономразвития и инвестиционной деятельности городской администрации.
"Выросла амортизация, увеличился тариф на электроэнергию на движение подвижного состава (на 8%). Помимо этого, повысилась заработная плата водителей и кондукторов в связи с увеличением с 1 января минимального размера оплаты труда – на 18,5%. Ожидается рост затрат на ЖКХ", – отрапортовал он.
Старость автопарка – не в радость
Не менее существенное влияние на стоимость перевозок оказывает их объем, добавил Есипенко. Согласно данным статистики, из-за автомобилизации и других факторов ежегодно снижается пассажиропоток. И это при том, что в Барнауле довольно протяженная маршрутная сеть, обеспечивающая доступ в самые отдаленные части города. Для ее обслуживания перевозчикам приходится нести внушительные затраты.
Кроме того, не первый год дает о себе знать большой износ автопарка, который влияет на соблюдение графика (зачастую поломки заставляют его нарушать) и комфорт пассажиров. Третий фактор тесно связан со вторым. Взрывной рост стоимости техники ставит под большой вопрос планомерное обновление автопарка.
В прошлом году эту проблему отчасти решили за счет введения долгосрочных контрактов, напомнил Валерий Ведяшкин, председатель комитета по дорожному хозяйству и транспорту города. По его словам, в 2023 году администрация заключала с перевозчиками 17 таких контрактов. Ежегодное финансирование составляет 87 млн рублей.
"Реализация указанного мероприятия позволит перевозчикам обновить не менее 25% автопарка. Это порядка 64 единиц различного класса. Так, в 2023 году в рамках долгосрочного сотрудничества перевозчики закупили 8 единиц автобусов различного класса, в 2024-м уже приобретено 4 автобуса. В ближайшее время, во втором квартале, запланирована покупка еще 5 автобусов", – отметил он.
Сложная математика и кадровая политика
В то же время на транспортную отрасль давит дефицит кадров. Общая нехватка водителей на сегодняшний день составляет 35–40%, подсчитали в профильном комитете. Проблему отчасти помогают решить спецпрограммы. По словам Ведяшкина, администрация совместно с Центром занятости Алтайского края запустила программу переподготовки водителей категории B на категорию D. Благодаря этому обучение прошли 10 человек. Им осталось лишь сдать экзамены.
Но для того чтобы удержать кадры, необходима финансовая подпитка, уверены перевозчики. Заработные платы не должны долго оставаться на одном уровне, специалистов уже сейчас сложно удержать на местах.
В качестве такой подпитки и может выступить рост стоимости проезда. Этот рост, отметили специалисты, входит в рамки инфляции. Ее совокупный рост за два года составил 13,8%. Данные за 2023 год экономисты сложили с прогнозом на 2024-й.
На вопрос мэра Барнаула о причинах такой математики эксперты напомнили: перевозчики могут повысить проезд лишь раз в год, поэтому при анализе предполагаемого роста стоимости проезда нужно учитывать не только текущие реалии, но и прогнозируемые.
Между тем возможный рост позволит предприятиям увеличить выручку, которой хватит на покрытие издержек. Причем вопрос о выгоде пока даже не стоит. Как отметили на совещании, сейчас перед перевозчиками стоит лишь одна задача – выжить в современных экономических условиях. Вместе с тем все понимают, что увеличение тарифа – мера непопулярная и она ударит по карманам простых людей. Но и здесь возможен компромисс, пришли к выводу в ходе совещания.
"Рост стоимости проезда на нерегулируемых и регулируемых маршрутах – это не одно и то же, – заметил глава города Вячеслав Франк. – "В первом случае это исключительно коммерческие услуги и люди не могут воспользоваться льготами и возможностями того же электронного кошелька, оплата через который на рубль снижает стоимость каждой поездки. На регулируемых маршрутах ситуация иная. Мы можем обеспечить доступность проезда на общественном транспорте за счет широкой линейки тарифных планов".
Мэр Барнаула подчеркнул: при рассмотрении вопроса о стоимости проезда нужно понимать, что повышение тарифа должно не просто поддержать перевозчиков, но и улучшить качество проезда пассажиров. И речь идет не только о расширении тарифной линейки. Глава города дал поручение продумать варианты организации тотального контроля перевозчиков: за качеством предоставляемых услуг, чистотой в салонах, соблюдением графика, наличием валидаторов и т.д. По словам Бориса Черниченко, Общественная палата города готова подключиться к этой работе.
На линии ежедневно выходят 550 единиц автотранспорта. Из них 130 единиц – это трамваи и троллейбусы и 416 единиц – автобусы. В 2023 году общий пассажиропоток составил 104,5 млн поездок.