Социально значимый маршрут №149, соединяющий пять муниципалитетов от Барнаула до села Солоновка Павловского района, может остаться без перевозчика из-за убитых дорог с полуметровыми ямами
Компания "Барнаул-Авто" обратилась в министерство транспорта Алтайского края с уведомлением о прекращении обслуживания маршрута №149 "Барнаул – Солоновка". Он обеспечивает транспортное сообщение для четырех сел и трех садоводств и является единственным на данном направлении. Разбитые дороги села Черемного, через которое проходит маршрут, не оставляют перевозчику выбора, сообщил "Толку" владелец автотранспортного предприятия.
Конец маршруту
Разбитые дороги села Черемного – старая проблема, которую не могут решить уже несколько лет. Дороги этого муниципалитета, через которое проходит сквозное транспортное сообщение, давно не ремонтировались и находятся в удручающем состоянии.
Вопрос о состоянии этих дорог не раз задавали властям местного, районного и регионального уровня. Его поднимали как сами сельчане и председатель близлежащего СНТ "Юпитер", так и перевозчик, обслуживающий единственный автобусный маршрут №149. Кардинально проблему решить так и не удалось. В этом не помогли ни письма чиновникам, ни обращения в прокуратуру.
"Мы уже не знаем, куда идти и к кому обращаться. Две недели назад был в администрации Павловского района. Сказали, что на капитальный ремонт нет денег", – пояснил директор компании "Барнаул-Авто" Виталий Овсянников.
Ранее он уже предупреждал, что прекратит обслуживание злополучного маршрута и перестанет выпускать автобусы на линию. В марте текущего года он уведомил минтранс о том, что решил перейти от слов к делу уже этим летом.
"Уведомляем вас о том, что мы вынуждены отказаться от обслуживания данного маршрута в соответствии с законодательством РФ и прекратить его обслуживание с 1 июня 2024 года", – говорится в обращении перевозчика в дорожно-транспортное министерство.
По словам руководителя транспортного предприятия, после обращения в Черемное приехал грейдер, чтобы выровнять дорогу для автобусов. Но на следующий день зарядил дождь и ее снова развезло.
Большегрузы и болотистая местность
Отметим, что маршрут №149 – социально значимый. В случае если перевозчик оставит его, без транспортного сообщения окажутся минимум три муниципалитета. Маршрут соединяет с краевой столицей (и между собой) села: Сараи, Черемное и Солоновка. До села Стуково маршрут частично дублирует автобус №138, который следует от остановки Солнечная Поляна.
Кроме того, без автобусов останутся несколько садоводств. Так, в СНТ "Юпитер" официально зарегистрированы 70 собственников, рассказала председатель Галина Антосьева.
"Но людей гораздо больше. Каждый зарегистрированный, как правило, приезжает с семьей, кто-то с детьми. В соседнем садоводстве и вовсе 300 домовладельцев. Люди охотно покупают здесь дачи, СНТ развивается, а дорог нет. Да еще и единственного маршрута может не стать. А ведь в садоводствах много пожилых людей", – отметила женщина.
Как рассказали "Толку", СНТ бьется за дороги много лет. За это время председатель прошла все инстанции и даже побывала на приеме у министра транспорта Антона Воронова, для которого Павловский район – малая родина, а его администрация – прошлое место работы. Но пока это ни к чему не привело.
"Я просила, чтобы дорогу поставили на баланс, но нам отказали, сказав, что это полевая дорога, поэтому делать ее должны мы. Своими силами мы ее отсыпали. Перевозчик тоже подключался и за свой счет заказывал грейдер. Но долго же это не может продолжаться", – заметила Антосьева.
Кстати, материал для отсыпки садоводы за свой счет покупали на сахарном заводе, который стоит неподалеку. По иронии судьбы его тяжелые грузовики, как и большегрузы семенного предприятия вносят большой "вклад" в разрушение дорог. В прошлом году глава Черемновского сельсовета Алексей Петров отметил, что ситуацию усугубляет еще и болотистая местность.
Сельсовет пытается залатать дыры в дорогах во время ямочного ремонта. Кроме того, проводится грейдирование и отсыпка щебенкой тех участков, где это предусмотрено. Однако выделяемого на эти цели финансирования не хватает.
В то же время дорога сквозная. В прошлом году Петров сообщил, что органы самоуправления пытаются присвоить ей кадастровый номер и отдать на баланс дорожно-транспортной службы. Изменилась ли ситуация в этой части, пока неизвестно.
Тем временем дорога Сараи – Черемное – Солоновка внесена в перечень автодорог общего пользования регионального или межмуниципального назначения. Он приложен к постановлению правительства Алтайского края от 10 апреля 2023 года.
Убийственный пробег
Вернемся к транспорту. Причин для волевого решения перевозчика в отношении маршрута №149 несколько. Во-первых, возить людей по дорогам с огромными ямами, которые "рвут" не только бамперы, но и кузова небольших автобусов, небезопасно. Во-вторых, по словам руководителя транспортного предприятия, грунтовка очень дорого ему обходится.
В прошлом году он уже рассказывал о проблеме журналистам телеканала "Толк". С тех пор, пояснил Овсянников, стало еще хуже – ездить через Черемное сейчас не просто сложно, а почти невозможно. Особенно тяжело пришлось водителям автобусов, когда дороги развезло и частично затопило из-за весенней распутицы. Тогда транспорт мог добраться далеко не во все точки маршрута.
В настоящее время из грунтовки "торчит щебень", а пыль стоит столбом. Пассажиры жалуются, что в салонах из-за этого нечем дышать, отметил Овсянников. Дорога превратилась в сплошное препятствие. На большей части пути встречаются ямы, глубиной до полуметра. "Толку" рассказали: когда автобусы не могут проехать по основным дорогам, водителям приходится идти на риск и пользоваться технологическим проездом РЖД, где движение запрещено. И так ездит не только пассажирский транспорт, но и школьные автобусы.
Собеседник отметил, что маршрут изначально обслуживали малые автобусы марки ПАЗ. В этом году для удобства пассажиров перевозчик обновил подвижной состав и закупил новые "газели", которые пришлось впоследствии снять с маршрута.
"Мы отправили их работать 1 декабря. За 40 тыс. км пробега от ходовой части практически ничего не осталось. Сейчас все ремонтируется. Два комплекта колес ушло. Одно колесо стоит около 19 тыс. рублей. Комплекта хватает на месяц. Пришлось вернуть на маршрут старье. Главное, чтобы эти автобусы доездили пару месяцев, после чего мы прекратим перевозки", – рассказал директор пассажироперевозящей компании.
Он заметил, что в том же Кулундинском районе, где перевозчик также обслуживает межмуниципальные маршруты, таких проблем, как в селе Черемном, нет. С дорогами в других селах, где проходит маршрут №149, дела также обстоят неплохо. По крайней мере, по ним можно спокойно ездить, заметил собеседник "Толка". Почему так не везет Черемному, остается только догадываться.
"Не можем бросить и нести тяжело"
Известно, что несколько лет назад маршрут был на балансе администрации Барнаула и финансировался из бюджета. По словам собеседника, пассажиры платили за проезд 53 рубля, разницу с реальными расходами компенсировала администрация Барнаула из бюджетных средств.
"Так как маршрут межмуниципальный, прокуратура признала, что администрация допускает нецелевое использование бюджетных средств и не может финансировать проезд льготников за пределами города. Когда маршрут еще принадлежал Барнаулу, власти попросили нас поработать на нем два-три месяца, пока не найдут другого перевозчика. После этого просьбу продублировали уже в минтрансе. Так и работали… обещаниями. Не можем бросить и нести тяжело. Насколько мне известно, в Черемное, да и не только в него, планируют провести газ. Все развивается, а транспорт… умирает", – посетовал Виталий Овсянников.
В завершение собеседник отметил: с чисто финансовой точки зрения он ничего не потеряет после того, как откажется от маршрута. Перевозчик планирует перепрофилироваться на городские маршруты, где работать гораздо проще.
"Будет легче. Но людей жалко, водители уже привыкли к маршруту, да и средств вложено много: в оборудование автобусов спецсредствами (теми же тахографами), ремонт и т.д. Все это было за свой счет и в городе станет бесполезным. Только деньги на ветер выкинули", – заметил директор компании.
К слову, вблизи сел проложена железная дорога. И есть даже пригородные ж/д маршруты. Но поезда ходят редко, а от станций до нужного места путь неблизкий. Как будут добираться люди, особенно пожилого возраста, им даже не хочется думать.