Вячеслав Володин пожурил регионы, в том числе Алтайский край, которые оправдывают недоработки в сфере ЖКХ недостаточностью финансирования и несравнимостью бюджетов с Москвой
Спикер Госдумы Вячеслав Володин привел в пример Алтайский край как регион, который может оправдывать недоработки в сфере ЖКХ недостаточностью денег, а надо бы проявлять более ответственный подход. Об этом председатель нижней палаты парламента упомянул, открывая 23 октября правительственный час, посвященный проблемам и решениям в коммунальной сфере.
"Люди обращаются, тарифы растут, а качество услуг низкое", – обозначил тему для обсуждения Вячеслав Володин, дважды напомнив, что обеспечение качественными услугами ЖКХ – полномочие и ответственность властей на местах. Он предложил в числе прочего разобраться, почему, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Казани или Тюмени получается наладить работу, а в других регионах – нет.
И он категорически возразил репликам из зала, что всё дело в объеме бюджетов в упомянутых регионах: "Нет, не потому что половина бюджета, не в этом проблема!"
Больше всего досталось Самарской области, которая, по словам Володина, входя в десятку самых крупных экономических регионов, не смогла отладить многие процессы в социальной и коммунальной сферах.
"Не надо противопоставлять Москву, Тюмень или Казань другим регионам, где эти вопросы решены. Мы нашли лазейку и оправдание, что у них деньги есть. В Москве все организации были и остаются государственными. Мы что, тоже скажем, что у них денег много?! А в той же Самаре это все принадлежит концессионерам, арендаторам. Отдали за смешные деньги в аренду городские сети — [концессионеры получают] миллиардные доходы с этого. А что получает бюджет? Надо начинать с себя. [А мы] вместо того, чтобы решать проблемы, показываем на тех, кто научился это делать, и говорим, что у них денег больше. Вместо того, чтобы говорить, что "у нас в Алтайском крае денег не хватает". Не денег не хватает, а более ответственного отношения, причем всех, и нас в том числе. <...> Просто [в Москве] чувствуют свою ответственность. И главное — у руководителя компетенция есть", – заявил Володин.
Он, собственно, и передачу инфраструктуры концессионерам в регионах связывает с тем, что власти "не захотели брать на себя ответственность". Спикер, однако, оговорился, что "специально обостряет" разговор для выхода на эффективные пути решения проблем.
Отметим, что и в Алтайском крае в крупных городах, в том числе в Барнауле, сфера тепло– и водоснабжения передана в концессионное управление. Однако идеология этих решений объяснялась иначе. Суть концессии в том, что город передает всю инфраструктуру концессионеру в управление – тот инвестирует в ее модернизацию, развитие (то есть делает то, на что ресурсов городского бюджета в принципе не хватит), но сам в течение срока договора забирает себе всю прибыль.
Тема ЖКХ, а именно запуска отопительного сезона, 23 октября обсуждалась и на заседании правительства Алтайского края. Министр Иван Гилев доложил, что в 2024 году на реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры и подготовку к сезону выделили более 7 млрд рублей. Речь идет о малой энергетике в районах и малых городах (без учета крупных ТЭЦ), которая обеспечивает более 4 тыс. соцобъектов и почти 22 тыс. жилых домов. Тепло в крае запускали с 16 сентября до 4 октября.
Самым сложным процесс оказался в Славгороде, где 4 октября из-за отключения электроэнергии (предположительно, после пожара) не работали котельные, в том числе крупная городская №38 – она вышла из строя на 19 часов. Глава Славгорода Людмила Подгора писала в своем телеграм-канале, что "по информации энергетиков, частое аварийное отключение происходит из-за ветхости и перегрузки сетей". В диспетчерской службе МУП "Теплосбыт" сообщали, что после отключения света примерно на полчаса котельная № 13 заработала, а №38 – нет, писал "Банкфакс".