"Толк" собрал малоизвестные факты о том, как трамвайное сообщение могло в корне изменить привычный многим барнаульцам облик краевой столицы в одном из самых густонаселенных районов города
Индустриальный район, каким мы его знаем сейчас, мог быть другим. У развязки на пересечении Павловского тракта и улицы Малахова могла появиться "сестра-близнец" на пересечении с улицей Попова. А трамвайные рельсы на улице Власихинской когда-то могли доходить почти до "Павлика", но "переехали" на проспект Красноармейский. Эти и другие интересные факты "Толку" рассказал эксперт-консультант в области городского наземного электрического транспорта Андреас Рейнгольд.
Скоростной трамвай и развязки

Развязка на пересечении Павловского тракта и улицы Малахова (в районе магазина "Аяс") знакома, пожалуй, большинству барнаульцев. Но мало кто знает, что появилась она благодаря трамвайному сообщению, рассказал "Толку" Андреас Рейнгольд.
Эксперт вспомнил, что проект строительства разноуровневой развязки на пересечении улицы Попова с Павловским трактом и Павловского тракта с улицей Малахова предусматривалось проектом строительства скоростной линии трамвая по улице Малахова от (ул. Антона Петрова до ул. Власихинской) и далее до пивзавода.
Скоростную линию строили по инициативе на тот момент председателя Барнаульского горисполкома Анатолия Ивановича Мельникова. Она должна была отличаться от обычной бОльшим расстоянием между остановками и меньшим количеством пересечений с проезжей частью дорог в одном уровне. Поэтому две пересекающиеся магистрали развели в разные уровни. К сожалению, скоростная линия была достроена как "обычная". Зато на Павловском тракте построили развязку.
Пока ее строили, трамваи даже временно заезжали на "Павлик". Об этом напомнил сотрудник "Горэлектротранса" и блогер Максим Раевский. Своими воспоминаниями он поделился с читателями на странице сайта transphoto.org. Стройка шла буквально на его глазах.

По словам Раевского, линия проходила вплотную к одному из жилых домов. Сам тракт тогда был прямой дорогой, поэтому для трамвая поставили светофор.
"Водители, подъезжая к перекрестку, через форточку нажимали кнопку на опоре и тем самым переключали светофор, чтобы пересечь Павловский тракт. Затем, по мере строительства развязки, эти рельсы еще раз перенесли и только на третий раз уже пустили под Павловским трактом", – сообщил блогер.

"Переезд" рельсов и вагоны-первопроходцы
Любопытно, что строительство такой же развязки в свое время запланировали на пересечении Павловского тракта с улицей Попова, рассказал собеседник "Толка". Для этого было достаточно "перепривязать" уже готовый проект к новой локации. Однако реализацию задуманного откладывали, а потом от дорогостоящей идеи и вовсе отказались.
Кроме того, в одном из старых генпланов было запланировано расширение трамвайной сети по улице Власихинской от улицы Попова в сторону Павловского тракта до проходной строящегося мехзавода. На этом участке было уложено верхнее строение пути.
Однако строительство предприятия, к которому вела новая линия, было прекращено, и необходимость завершения "ветки" признали нецелесообразной. Тем временем, по словам Рейнгольда, жители близлежащих домов понемногу начали таскать щебень. Появилась опасность, что рельсы тоже снимут, чтобы сдать в качестве металлолома. Андреас Рейнгольд предложил снять строение пути и переложить на проспект Красноармейский, где трамвайные рельсы лежали со времени основания трамвайного движения и требовали замены.