Трамваи-урбанисты: как в Барнауле могли построить метротрам и развязку №2 на "Павлике"

Развязка на пересечении Павловского тракта и улицы Малахова. Июль 2014 года
Развязка на пересечении Павловского тракта и улицы Малахова. Июль 2014 года Фото: Максим Раевский/transphoto.org

"Толк" собрал малоизвестные факты о том, как трамвайное сообщение могло в корне изменить привычный многим барнаульцам облик краевой столицы в одном из самых густонаселенных районов города

Индустриальный район, каким мы его знаем сейчас, мог быть другим. У развязки на пересечении Павловского тракта и улицы Малахова могла появиться "сестра-близнец" на пересечении с улицей Попова. А трамвайные рельсы на улице Власихинской когда-то могли доходить почти до "Павлика", но "переехали" на проспект Красноармейский. Эти и другие интересные факты "Толку" рассказал эксперт-консультант в области городского наземного электрического транспорта Андреас Рейнгольд.

Скоростной трамвай и развязки

Развязка Павловский тракт - Малахова
Развязка Павловский тракт - Малахова
Фото: Виталий Барабаш/"Толк"

Развязка на пересечении Павловского тракта и улицы Малахова (в районе магазина "Аяс") знакома, пожалуй, большинству барнаульцев. Но мало кто знает, что появилась она благодаря трамвайному сообщению, рассказал "Толку" Андреас Рейнгольд.

Трамвай-кафе и музей: как бы могла выглядеть диспетчерская у площади Свободы. Рендеры

Здание диспетчерской на проспекте Социалистическом обеспечивает технологический процесс трамвайного сообщения. Наряду с этим оно могло стать красивым и необычным местом притяжения горожан

Эксперт вспомнил, что проект строительства разноуровневой развязки на пересечении улицы Попова с Павловским трактом и Павловского тракта с улицей Малахова предусматривалось проектом строительства скоростной линии трамвая по улице Малахова от (ул. Антона Петрова до ул. Власихинской) и далее до пивзавода.

Скоростную линию строили по инициативе на тот момент председателя Барнаульского горисполкома Анатолия Ивановича Мельникова. Она должна была отличаться от обычной бОльшим расстоянием между остановками и меньшим количеством пересечений с проезжей частью дорог в одном уровне. Поэтому две пересекающиеся магистрали развели в разные уровни. К сожалению, скоростная линия была достроена как "обычная". Зато на Павловском тракте построили развязку.

Пока ее строили, трамваи даже временно заезжали на "Павлик". Об этом напомнил сотрудник "Горэлектротранса" и блогер Максим Раевский. Своими воспоминаниями он поделился с читателями на странице сайта transphoto.org. Стройка шла буквально на его глазах.

Строительство развязки на пересечении Павловского тракта и улицы Малахова
Строительство развязки на пересечении Павловского тракта и улицы Малахова
Фото: transphoto.org

По словам Раевского, линия проходила вплотную к одному из жилых домов. Сам тракт тогда был прямой дорогой, поэтому для трамвая поставили светофор.

"Водители, подъезжая к перекрестку, через форточку нажимали кнопку на опоре и тем самым переключали светофор, чтобы пересечь Павловский тракт. Затем, по мере строительства развязки, эти рельсы еще раз перенесли и только на третий раз уже пустили под Павловским трактом", – сообщил блогер.

Трамвай в Барнауле
Трамвай в Барнауле
Фото: Виталий Барабаш

"Переезд" рельсов и вагоны-первопроходцы

ГЭТ в новостройках. Куда хотят продлить линии трамваев и троллейбусов в Барнауле

Разработчики включили в свежую версию генплана Барнаула разворотное кольцо для троллейбусов и перспективу расширения сети ГЭТ в новые районы, что обеспечит беспересадочную связь с центром города

Любопытно, что строительство такой же развязки в свое время запланировали на пересечении Павловского тракта с улицей Попова, рассказал собеседник "Толка". Для этого было достаточно "перепривязать" уже готовый проект к новой локации. Однако реализацию задуманного откладывали, а потом от дорогостоящей идеи и вовсе отказались.

Кроме того, в одном из старых генпланов было запланировано расширение трамвайной сети по улице Власихинской от улицы Попова в сторону Павловского тракта до проходной строящегося мехзавода. На этом участке было уложено верхнее строение пути.

Однако строительство предприятия, к которому вела новая линия, было прекращено, и необходимость завершения "ветки" признали нецелесообразной. Тем временем, по словам Рейнгольда, жители близлежащих домов понемногу начали таскать щебень. Появилась опасность, что рельсы тоже снимут, чтобы сдать в качестве металлолома. Андреас Рейнгольд предложил снять строение пути и переложить на проспект Красноармейский, где трамвайные рельсы лежали со времени основания трамвайного движения и требовали замены.

Свой на рельсах: что известно о первом трамвае барнаульской сборки Гранит. Фото

Первый трамвай, собранный на барнаульском предприятии, с прошлого года успел обкатать весь город и получил сертификат на серийное производство. Рассказываем, что известно о новом вагоне

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей

Реклама: ООО Автограф ИНН: ИНН 2221196429 16+ Токен: LjN8KF6NS