Трамвай-кафе и музей: как бы могла выглядеть диспетчерская у площади Свободы. Рендеры

Здание диспетчерской на проспекте Социалистическом обеспечивает технологический процесс трамвайного сообщения. Наряду с этим оно могло стать красивым и необычным местом притяжения горожан

Трамвайное кольцо у площади Свободы планируют перенести. Когда и куда, точно пока неизвестно. Судьба стоящего здесь здания диспетчерской, силуэт которого отсылает к едущему трамвайному вагону, еще более туманна. Тем временем это важный для трамвайного сообщения технологический объект, который одновременно является диспетчерским пунктом и остановочным павильоном. Несколько лет назад для него разработали проект реконструкции, предполагающий не только внешние, но и внутренние изменения. Однако он так и не был реализован. Каким могло быть, но не стало полюбившееся многим барнаульцам и знаковое для города здание, читайте в материале "Толка".

Проект реконструкции

Фото визуализации проекта реконструкции здания диспетчерской
Фото визуализации проекта реконструкции здания диспетчерской
Фото: Виталий Барабаш

Идея реконструкции возникла еще в 2010-х годах, рассказал "Толку" экс-директор "Горэлектротранса" и заслуженный работник транспорта России Андреас Рейнгольд. Для этого даже подготовили вполне жизнеспособный проект. Над ним потрудились специалисты института "Алтайкоммунпроект".

Транспортные кольца в центре Барнаула могут переехать: как они выглядят сейчас. Фото

В краевой столице обсуждаются перспективы перемещения нескольких транспортных коммуникаций. Корреспондент "Толка" запечатлела, как эти инфраструктурные объекты выглядят сейчас

По задумке авторов, здание предполагалось реанимировать и придать ему законченный "трамвайный" вид. При этом объект 1961 года постройки (по данным ПКК) уже имеет форму вагона. Его планировали привести в порядок, достроить со стороны площади Свободы, облицевать фасады в классические для Барнаула "трамвайные" цвета и добавить несколько деталей: фонари, стилизованный токоприемник и т. д. В итоге на месте мог бы заиграть новыми красками яркий "архитектурный" вагон с красно-желтыми стенами и витражными окнами.

По словам Андреаса Рейнгольда, здание должно было сохранить свои основные функции и продолжить обслуживание технологических процессов трамвайного сообщения, включая медосмотр сотрудников ГЭТ. Второй этаж предлагали отдать под музей электротранспорта Барнаула и, возможно, под ресторан или кафе с интерьерами, отражающими историю трамваев краевой столицы. Учитывая расположение – историческое сердце города, – здание с обновленным функционалом наверняка стало бы еще одной точкой притяжения для жителей Барнаула и гостей города. И могло бы хорошо вписаться в туристический кластер.

Трамвайная история и архитектура

Напомним, что здание диспетчерской стоит в историческом для городского электротранспорта месте. Отсюда в ноябре 1948 года выехал первый барнаульский трамвай. В качестве напоминания на стене объекта висит памятная табличка. А спустя много лет после этого важного события, в день 275-летия Барнаула (в 2005 году), отсюда совершил свой первый рейс раритетный трамвай "Пятерочка" серии "Х".

Почти 100 млн рублей заложили на возможную покупку нового трамвая для Барнаула

Речь идет о покупке одного трамвая, на который заложена сумма в 96,9 млн рублей. Перспектива приобретения вагона отражена в плане-графике официального сайта госзакупок

Андреас Рейнгольд рассказал, что легендарный трамвай привезли из Кузбасса, где тот выполнял роль дачного домика. Вагон забрали, отреставрировали и сделали музейным экспонатом на ходу. В праздники он иногда выезжает на улицы Барнаула.

Отметим, что диспетчерская несет не только технологическую и историческую ценность. Один из питерских архитекторов, побывавший в Барнауле несколько лет назад, высоко оценил еще и архитектурную значимость здания, заметил эксперт. И его сохранение – важный вопрос, который должен быть детально рассмотрен специалистами.

Собеседник "Толка" добавил, что эскиз появился благодаря большому исследованию, проведенному новосибирскими учеными. Оно легло в основу многостраничной концепции развития барнаульского общественного электротранспорта в 2010-2015 годах с перспективой до 2025-го.

Исследование предполагало смену статуса ГЭТ до главного вида общественного транспорта, пересмотр и оптимизацию автобусных маршрутов и многое другое. Что же касается проекта реконструкции, то он стал продолжением этой работы в части улучшения инфраструктуры ГЭТ и городского пространства.

Свой на рельсах: что известно о первом трамвае барнаульской сборки Гранит. Фото

Первый трамвай, собранный на барнаульском предприятии, с прошлого года успел обкатать весь город и получил сертификат на серийное производство. Рассказываем, что известно о новом вагоне

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей