Здание диспетчерской на проспекте Социалистическом обеспечивает технологический процесс трамвайного сообщения. Наряду с этим оно могло стать красивым и необычным местом притяжения горожан
Трамвайное кольцо у площади Свободы планируют перенести. Когда и куда, точно пока неизвестно. Судьба стоящего здесь здания диспетчерской, силуэт которого отсылает к едущему трамвайному вагону, еще более туманна. Тем временем это важный для трамвайного сообщения технологический объект, который одновременно является диспетчерским пунктом и остановочным павильоном. Несколько лет назад для него разработали проект реконструкции, предполагающий не только внешние, но и внутренние изменения. Однако он так и не был реализован. Каким могло быть, но не стало полюбившееся многим барнаульцам и знаковое для города здание, читайте в материале "Толка".
Проект реконструкции

Идея реконструкции возникла еще в 2010-х годах, рассказал "Толку" экс-директор "Горэлектротранса" и заслуженный работник транспорта России Андреас Рейнгольд. Для этого даже подготовили вполне жизнеспособный проект. Над ним потрудились специалисты института "Алтайкоммунпроект".
По задумке авторов, здание предполагалось реанимировать и придать ему законченный "трамвайный" вид. При этом объект 1961 года постройки (по данным ПКК) уже имеет форму вагона. Его планировали привести в порядок, достроить со стороны площади Свободы, облицевать фасады в классические для Барнаула "трамвайные" цвета и добавить несколько деталей: фонари, стилизованный токоприемник и т. д. В итоге на месте мог бы заиграть новыми красками яркий "архитектурный" вагон с красно-желтыми стенами и витражными окнами.
По словам Андреаса Рейнгольда, здание должно было сохранить свои основные функции и продолжить обслуживание технологических процессов трамвайного сообщения, включая медосмотр сотрудников ГЭТ. Второй этаж предлагали отдать под музей электротранспорта Барнаула и, возможно, под ресторан или кафе с интерьерами, отражающими историю трамваев краевой столицы. Учитывая расположение – историческое сердце города, – здание с обновленным функционалом наверняка стало бы еще одной точкой притяжения для жителей Барнаула и гостей города. И могло бы хорошо вписаться в туристический кластер.
Трамвайная история и архитектура
Напомним, что здание диспетчерской стоит в историческом для городского электротранспорта месте. Отсюда в ноябре 1948 года выехал первый барнаульский трамвай. В качестве напоминания на стене объекта висит памятная табличка. А спустя много лет после этого важного события, в день 275-летия Барнаула (в 2005 году), отсюда совершил свой первый рейс раритетный трамвай "Пятерочка" серии "Х".
Андреас Рейнгольд рассказал, что легендарный трамвай привезли из Кузбасса, где тот выполнял роль дачного домика. Вагон забрали, отреставрировали и сделали музейным экспонатом на ходу. В праздники он иногда выезжает на улицы Барнаула.
Отметим, что диспетчерская несет не только технологическую и историческую ценность. Один из питерских архитекторов, побывавший в Барнауле несколько лет назад, высоко оценил еще и архитектурную значимость здания, заметил эксперт. И его сохранение – важный вопрос, который должен быть детально рассмотрен специалистами.
Собеседник "Толка" добавил, что эскиз появился благодаря большому исследованию, проведенному новосибирскими учеными. Оно легло в основу многостраничной концепции развития барнаульского общественного электротранспорта в 2010-2015 годах с перспективой до 2025-го.
Исследование предполагало смену статуса ГЭТ до главного вида общественного транспорта, пересмотр и оптимизацию автобусных маршрутов и многое другое. Что же касается проекта реконструкции, то он стал продолжением этой работы в части улучшения инфраструктуры ГЭТ и городского пространства.