В краевой столице обсуждаются перспективы перемещения нескольких транспортных коммуникаций. Корреспондент "Толка" запечатлела, как эти инфраструктурные объекты выглядят сейчас
Трамвайное и троллейбусное кольца, расположенные в районе площади Свободы и на площади Баварина в центре Барнаула, в обозримой перспективе могут быть перенесены. Как сообщали в мэрии, рассматривается несколько вариантов решения данного вопроса. Главная цель предстоящих перемен – получение пространства с оптимизированной логистикой, позволяющей выстраивать комфортные пешеходные и туристические маршруты. Корреспондент "Толка" запечатлела, как сегодня выглядят упомянутые транспортные "узлы", и пообщалась с экспертами на предмет того, насколько озвученная в администрации идея близка к реализации.
Туристическая "симфония"
Для начала следует напомнить, что за счет объединения территорий Демидовской площади, Сереброплавильного завода, Центрального парка, улиц Мало-Тобольской и Льва Толстого, набережной реки Оби и зоны Ковша с выходом к парку "Изумрудный" в центральной части города предполагается создать единое туристическое пространство.
Директор компании "Вертикаль" Евгений Лишин, известный как реставратор бывшего универмага купца Сухова, поделился мыслями о переносе трамвайного кольца с площади Свободы:
"Я думаю, его, в принципе, можно просто отрезать и не переносить никуда, а трамвайные пути с Ползунова демонтировать. И тогда у нас много архитектурных памятников не будет разрушаться от трамвайной вибрации и блуждающих токов".
Предприниматель также отметил, что на данный момент в Барнауле мало площадок, где можно проводить какие-то массовые мероприятия:
"К примеру, установка городской новогодней елки на Сахарова вызывает определенные ограничения для передвижения транспорта. Возникают пробки, и быстро-быстро приходится ее убирать. Эту площадь, где сейчас трамвайное кольцо, можно было бы использовать как раз под городские праздничные мероприятия. Тут же рядом и парк, и Мало-Тобольская, где можно гулять, никому не мешая. Здесь нет такого движения, чтобы стало критично для потока автомобилей.
А если на Ползунова, где сейчас проходят трамвайные пути, сделать сквер, по которому можно было бы ходить от Красноармейского до Социалистического проспекта, то это бы продлило прогулочную зону на Мало-Тобольской", – говорит Лишин.
Вопрос стоит давно
Основатель архитектурного бюро MDVA Дмитрий Индюков рассказал о проблеме, связанной с расположением разворотного троллейбусного кольца на площади Баварина:
"Вопрос переноса разворотного троллейбусного кольца стоит давно. Оно и визуально мешает, и сама площадка не совсем удобна с точки зрения территориального расположения".
Архитектор предположил, что с позиции прокладки коммуникаций будет удобнее как для транспортников, так и для пешеходов перенести в одно место и троллейбусное, и трамвайное кольца:
"Возможно, развитие "Спартака-2" как транспортно-пересадочного узла в комплексе решит все вопросы. Сейчас со "Спартака-2" уходят маршрутные автобусы в пригородные поселки, поэтому предполагается, что там может быть удобно. Не вижу препятствий для того, чтобы сюда выходили все пешеходные связи. Единственное, нужно будет обеспечить удобства для пешеходов с точки зрения безопасности, потому что сейчас там немного хаотично люди передвигаются".
В данном случае стоит отметить, что в барнаульской мэрии указывали на один из вариантов развития событий, при котором предлагается перенести разворотное троллейбусное кольцо с площади Баварина как раз-таки на конечный пункт "Спартак-2".
А вот на вопрос о примерной стоимости подобного рода работ эксперт затруднился ответить:
"Это вопрос больше к инженерам-транспортникам. Они владеют этими материалами, цифрами. Но дело достаточно дорогостоящее. Я думаю, в любом случае необходимо несколько сотен миллионов, если не больше. Возможно, предполагается государственное софинансирование по каким-то федеральным программам".
Дмитрий Индюков рассказал, что перспективы для туристического развития всей центральной части города имеются, не говоря уже о каких-то локальных зонах:
"Вопрос в том, как и в каком виде их хочет развивать администрация, как их могут видеть архитекторы и туристы в том числе. Я считаю, что архитекторы в своих предложениях должны работать в команде с людьми, которые будут взаимодействовать непосредственно с гостями города. Нужно понимать, как эта инфраструктура работает, как развлекать туристов и самих горожан.
Перспективы, безусловно, имеются. И потенциал здесь завязан больше не на транспорте, а на устройстве нашего исторического центра и на размещении объектов притяжения, которые у нас в городе есть".
Необходима аналитика
Барнаульский архитектор Андрей Атаджанов придерживается мнения, что такие градостроительные решения, как перенос кольцевых развязок, достаточно сложны, поэтому здесь необходима серьезная аналитика и системный подход:
"Навскидку мало что можно сказать. Единственный надежный вариант – это провести какое-то аналитическое исследование. В нем рассмотреть два-три варианта, чтобы была возможность выбора, и посредством экспертного обсуждения принять решение".
Заняться вопросом создания плана, оформленного как научно-исследовательская работа, по словам эксперта, может достаточно квалифицированный архитектор-градостроитель в связке с транспортными специалистами.
А в каком виде будет реализован план, в свою очередь, очень повлияет на перспективы развития освободившихся от транспортных узлов пространств в туристических целях:
"Оценить перспективы трудно без конкретных решений: аналитики, проекта, стратегии. Сначала нужно собрать вместе все факторы, учесть плюсы и минусы и, может быть, какие-то риски, и тогда можно будет сделать заключение о рекреационном потенциале территорий", – заключил архитектор.