Недосып и утомление являются весьма частыми причинами дорожных происшествий, однако многие водители по-прежнему предпочитают игнорировать эти факторы
Вождение автомобиля обывателю зачастую кажется занятием, не требующим серьезных физических нагрузок и не утомляющим нервную систему. Но любой опытный водитель знает – дорога отнимает силы, и очень значительные. А утомление за рулем может грозить плачевными последствиями: снижением скорости реакции и внимания, потерей контроля над автомобилем и, как результат, попаданием в дорожно-транспортные происшествия. Каковы нормативы отдыха для водителей, сколько без перерыва можно находиться за рулем и что об этом говорят медики и надзорные органы – читайте в материале "Толка".
Отдохни перед дорогой
"Утомленное или болезненное состояние может стать причиной непоправимой трагедии", – напоминают в Госавтоинспекции Алтайского края. Как отмечают в ведомстве, многие водители просто не придают значения вышеназванным факторам.
При этом различные популярные способы борьбы с утомлением на самом деле эффективностью не обладают. Действительно работает лишь одно средство – остановиться и отдохнуть.
При этом наступление предельной усталости в дороге можно замедлить, правильно подготовившись к поездке.
"Прежде чем отправиться в долгое путешествие, необходимо обязательно хорошо отдохнуть", – рекомендует Госавтоинспекция.
Правоохранители отмечают: не стоит отправляться в путь после бессонной ночи или утомительного рабочего дня. От движения в ночное время также лучше по возможности отказаться.
Не стоит садиться за руль, если вы испытываете какое-либо недомогание.
Вопрос необходимости отдыха при длительных поездках является одной из причин, по которым в Госавтоинспекции настоятельно рекомендуют избегать пользования услугами нелегальных пассажироперевозчиков. Из-за отсутствия предрейсовых осмотров нет никакой гарантии, что водитель в такой поездке соблюдает предъявляемые законодательством Российской Федерации требования.
Тихий час
Также нужно отметить: для водителей автобусов и грузового транспорта установлены конкретные правила и нормы отдыха.
Так, согласно постановлению правительства № 1733 от 20 декабря 2019 года, после четырех часов и 30 минут пути водитель грузового или пассажироперевозящего транспорта должен совершить передышку длительностью не менее 45 минут. В сутки водитель может находиться за рулем не более 9 часов. В порядке исключения – 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.
В течение недели водитель может находиться за рулем 56 часов. В течение двух календарных недель – уже 96 часов. Если водитель "исчерпал" время управления транспортным средством, но места для отдыха или стоянки поблизости нет, то время за рулем можно продлить на час или два.
Опасные признаки
Как определить, что поездку пора прервать из-за приближающейся критической усталости?
"Реакции на раздражители становятся более медленными, теряются концентрация внимания и фокусировка зрения, возникает чувство недостатка воздуха. Водитель начинает чаще зевать и закрывать глаза, отключаться на две секунды и более", – описал признаки "тяжелого" утомления врач-терапевт "Алтайского медицинского центра" Николай Васильев.
По словам Васильева, уставший водитель может начать "дрейфовать" в полосе движения, выезжать за ее пределы, снижает скорость движения и может предпринимать ошибочные действия на дороге, создавая таким образом аварийные ситуации.
Пассажиры же автомобиля могут судить о состоянии водителя по следующим внешним признакам: он "клюет носом", опускает веки, отвечает с задержкой и невпопад, часто моргает, трет глаза, виски, лоб, уменьшает скорость на свободной дороге.
Если возникает подозрение, что водитель засыпает, будить его можно негромким обращением по имени или вопросом. Кричать или трясти человека ни в коем случае нельзя: от неожиданности он может резко затормозить либо направить машину в сторону.
Порог сна
Медицина также изучает связь недосыпа и утомления с ДТП. Чтобы выспаться и чувствовать себя хорошо, человеку, согласно рекомендациям врачей, требуется не менее восьми часов.
Так, ученые выяснили, что риск возникновения аварии повышается у водителей, которые спали перед вождением 6–7 часов, по сравнению с теми, кто спал восемь и более часов.
Существует и "нижняя граница" сна: то количество отдыха, которое является минимально необходимым для безопасного вождения. Это пять часов. Сон же менее 4–5 часов вдвое увеличивает риск попасть в ДТП.
А длительное отсутствие сна, например на протяжении суток, фактически равноценно нахождению в крови одного промилле алкоголя по своему влиянию на скорость реакции.
"Если сонливость все же настигает, стоит остановиться в безопасном месте и поспать полтора-два часа. Порой даже 15-20 минут отдыха позволяют опытному водителю взбодриться и безопасно продолжить движение. Помните о личной безопасности, сохранении жизни и здоровья родных и близких", – обращаются к водителям в Госавтоинспекции Алтайского края.
2W5zFJt6Yqn