Десятки мигрантов, отбывающих наказание в крае, не привлекаются к обязательному труду из-за отсутствия документов. В итоге их родственники остаются без алиментов, а потерпевшие - без возмещения вреда
Больше половины осужденных в регионе иностранных граждан и лиц без гражданства "освобождены" от обязательного труда – администрации колоний не могут привлечь их к работам из-за "бюрократии" с документами. В итоге ущемляются интересы жертв преступлений таких заключенных и государства в целом. Данная проблема заявлена в ежегодном отчете уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Антона Васильева. Доклад будет представлен на сессии АКЗС 27 марта.
Из 5,5 тыс. осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях региона, более 6%, то есть около 350 человек, – иностранцы и лица без гражданства. Преимущественно это выходцы из Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Уполномоченный со ссылкой на данные УФСИН подчеркивает, что 96% из них в состоянии работать по возрасту и здоровью. Однако по факту это делают лишь 45% от общей численности трудоспособных мигрантов.
Главной причиной появления таких "уклонистов" Васильев называет отсутствие у них паспорта, СНИЛС и ИНН: без документов невозможно официально трудоустроить заключенного и направлять обязательную отчетность о его работе в Социальный фонд и налоговую инспекцию.
Администрации колоний нередко получают за тунеядцев взыскания от контролирующих органов. При этом процесс восстановления документов крайне сложный и нередко неосуществимый, сказано в отчете.
"Данная проблема может не решаться годами, поскольку сроки отбывания наказания иностранными осужденными в большинстве случаев длительные (в среднем 4-9 лет), так как многие из них осуждены за совершение тяжких преступлений. Также стоит отметить и "непростое" взаимодействие иностранных осужденных с консульскими учреждениями иностранных государств, а в некоторых случаях – полное отсутствие такового".
Сложившуюся ситуацию, подчеркивает омбудсмен, нельзя назвать справедливой по отношению к другим заключенным и к государству в целом: из-за того, что иностранцы не работают и не имеют дохода, их содержание в колонии финансируется из бюджета.
Кроме того, нередко ущемляются интересы потерпевших, которым осужденные должны выплачивать тот или иной ущерб. Наконец, безработные мигранты не могут выполнять обязательства перед своими же малолетними детьми и нетрудоспособными родственниками. В докладе отмечено, что у 8% заключенных иностранцев есть исполнительные листы о взыскании средств по судебным решениям. И это не говоря о срыве задачи по исправлению и ресоциализации преступников, заключает Васильев.
По итогам своих наблюдений уполномоченный рекомендует парламенту региона заняться правовой стороной этой проблемы, а представительству МИД в Барнауле – проработать ее с консулами и диппредставительствами иностранных государств.