Этот дом пережил революции, войны и смену эпох, но может не пережить ближайшую зиму. Жильцы дома уверены: их историческое здание — это не памятник архитектуры, а бомба замедленного действия
Двухэтажный жилой дом по адресу Анатолия, 111 — здание поистине уникальное. Построенное на рубеже XIX и XX веков, со стенами из бревенчатого сруба, карнизом, декорированным подзором и фризом из вертикальных дощечек с пропильной резьбой, треугольным фронтоном на боковом фасаде, четырехгранным шатером, увенчанным кровелькой со шпилем и аттиком на пристройке. Оно словно олицетворяет собой историческую часть города. Однако красиво все выглядит только, что называется, "на бумаге". На деле же, по словам местных жителей, за резным фасадом скрываются серьезные проблемы. Подробнее о том, почему собственники квартир боятся за свои жизни, — в материале "Толка".
До капремонта не доживет
"Впервые в документах дом упоминается в 1900 году. Но сколько он простоял до этого — неизвестно. Получается, ему уже больше 125 лет, и относится он к архитектурному стилю деревянное зодчество. Мы узнавали: капитального ремонта в нем не было вообще", — рассказывают жильцы дома.
Время и суровые погодные условия сделали свое дело — деревянное строение обветшало, покосилось, впитало в себя сырость, покрылось трещинами и словно вросло в землю. Крыша и стены, когда-то служившие надежной защитой, сейчас зияют прорехами, пропуская дожди и снег, а полы проваливаются, оголяя труху перекрытий.
"Дом в ужасном состоянии, подвал разваливается, крыша и обрешетка прогнили. Если залезть на чердак, то в квартиру можно провалиться. Ремонт крыши примерно в два миллиона рублей обойдется. Во-первых, это неподъемная для шести квартир сумма, а во-вторых, у нас и все остальное разваливается. Не крыша, так подвал обрушится или стены вывалятся. Нереально это все отремонтировать", — вздыхают жильцы.

По словам собственников квартир, идет только первый год, как им назначили управляющую компанию. До этого все проблемы ложились на плечи самих жильцов. Так, например, за свой счет людям пришлось менять старые трубы.
"Замена обошлась в 96 тысяч рублей, скидывались все квартиры на нее. Сумма немаленькая вышла, но что делать... Там все было ржавое, вода бежала в подвал. Сейчас у нас еще одна проблема — проводка. В квартирах каждый свою уже сделал, но остается общедомовая. Ее не меняли с восьмидесятых", — жалуются жильцы.
Сбоку дома к фасаду примыкает двухэтажная дощатая пристройка, в которой расположена лестничная клетка. Ее стены похожи на швейцарский сыр — дыры здесь разного калибра. Сквозь щели зимой задувает ветер, а в самой пристройке температура почти не отличается от уличной. Замерзая и оттаивая, доски набухают, трескаются, превращаются в труху. Страдает от холодов и последующей сырости и проводка. По плану капитальный ремонт здания назначен на 2028 год. Однако жильцы уверены: дом до этого момента просто не доживет.

"В одной из квартир на первом этаже у нас уже проваливался пол. На втором этаже обвалился потолок. Это чудо, что обошлось без жертв. Сейчас в нескольких местах пол тоже "уходит" вниз. По соседству идет стройка. Когда там начинаются работы, у нас дом ходуном ходит. В сильный ветер нас тоже трясет. Все стены в доме в трещинах и уже вываливаются. Мы боимся за свои жизни, за жизни детей", — делятся жильцы.
Заложники объекта культурного наследия
Сейчас, когда у дома есть управляющая компания, собственники квартир пытаются привлечь ее к решению проблем. Однако, по словам жильцов, даже представители организации признают: ремонт дома, даже капитальный, нецелесообразен.
Однако есть нюанс. Здание признано объектом культурного наследия, что накладывает определенные ограничения, в том числе по ремонту. А снос объекта культурного наследия и вовсе запрещен.
"Куда мы только уже ни обращались. Нам предлагают сделать за свои деньги экспертизу, но ее стоимость начинается от 80 тысяч рублей. Сейчас для нас это непосильная сумма, нами в дом и так вложено немало. Да и не факт, что по ее результатам здание признают аварийным, даже несмотря на то, что в доме уже все сгнило и ремонтировать нечего", — рассказывает одна из жительниц дома.
По словам собственников, они не цепляются за жизнь в центре города и готовы переселиться в другой район, лишь бы условия там были хорошие:
"Есть дома, которым по 50 лет, и их расселяют. А у нас дому больше века, но никто его сносить не собирается. Зато на доме табличка висит: объект — памятник культурного наследия. Но разве должно культурное наследие таким быть?" — вопрошают жильцы.