Превратности Оби, пассажирский бум и работа над досадными ошибками – глава Барнаульского речного порта подвел итоги навигации-2025 и рассказал, чем Затон отличается от затона
Навигация-2025 подошла к концу. Несмотря на короткий судоходный сезон, речники его отработали хорошо. Теплоходы ходили по расписанию, пассажиропоток вырос, Обь до поры до времени только радовала. Не обошлось, правда, без ложки дегтя, но она растворилась в круговороте забот, рейсов и борьбы за комфорт пассажиров. Об этом и не только "Толку" рассказал руководитель Барнаульского речпорта Александр Крук. Вместе с опытным "речным волком" мы отправились в предпоследнее плавание на белом теплоходе "Москва-207", чтобы под плеск воды поговорить об итогах навигации этого года.
Почти финальный рейс
Теплый августовский день, набережная Оби, причал №1. Александр Крук встречает нас на дебаркадере, чтобы проводить на судно. "Москва-207" светится на солнце белизной обновленного корпуса. Теплоход готов к короткому рейсу. Пассажиров нет, поэтому судно в нашем распоряжении. Для нас это большая удача, ведь уже на днях "кораблики" отправятся на стоянку, чтобы встать на якорь до следующей навигации.

На руководителе речпорта – гражданская одежда. Но почти военная выправка и черная фуражка с золотой кокардой говорят сами за себя: перед нами главный речник Барнаула, который руководит единственным в городе речным пассажирским транспортным предприятием. Каждый год теплоходы речпорта обслуживают в среднем 50 и более тысяч горожан на нескольких маршрутах. В основном это дачники, но есть среди них и немало ценителей тихих прогулок по Оби.
"Мы сейчас на корабле, которому около 40 лет. За штурвалом – самый опытный наш капитан Александр Зайцев, стаж которого больше 30 лет. У нас замечательный коллектив. Он маленький, но опытный и сплоченный, каждый из работников – классный специалист своего дела. В их числе не только капитаны и персонал теплоходов, но и ремонтники", – рассказывает нам глава речпорта.
Мы расположились на верхней палубе. Отсюда Барнаул и Обь как на ладони. "Москва-207" мягко отчалила от берега и идет в сторону Нового моста, мимо проплывает "Водолей-1". Это единственный теплоход из всей "флотилии", который еще не успели освежить.
"Чтобы наши теплоходы ходили без сбоев, каждый год мы их готовим к следующей навигации – проводим полное техобслуживание, если нужно, ремонтируем или меняем двигатели. В этом году привели в порядок корпуса и палубы – покрасили, заменили покрытие пола, обновили сиденья. Отремонтировали почти все теплоходы. Остался только "Водолей", – продолжает Александр Крук, глядя в сторону уходящего берега с теплоходами и причалами.
Рост показателей и планы на 2026 год

Сезон пролетел быстро, но продуктивно, отмечает собеседник "Толка". Навигация в этом году продлилась с 1 мая по 7 сентября. Число пассажиров по сравнению с прошлым годом выросло на 5-10%.
"Прирост был бы больше, если бы не подвела погода. Из-за дождей август практически выпал, а малая водность не дала возможность довозить пассажиров до самой пристани в Бобровке. Многим из-за этого стало неудобно пользоваться речным транспортом. Но в этой части на будущий год у нас уже есть комплексное решение. Путейцы (речные путейцы Барнаульского района водных путей и судоходства филиала администрации Обского бассейна внутренних водных путей. – Прим. ред.) "прокопают" земснарядом это направление, чтобы мы могли как можно дольше доходить до пристани. В этом нас поддержало министерство транспорта. Вопрос буквально на днях разрешился на одном из совещаний, чему мы очень рады. Край, конечно, нам здорово помогает и поддерживает. В целом же год прошел хорошо, как и в прошлом, река вела себя неплохо. Происшествий или каких-то аварий не было. Жаловаться нам не на что", – замечает наш собеседник.
Благодаря в том числе краевым дотациям предприятие в этом году не просто удержалось на плаву, но и отработало в плюс. Это даст ему импульс для дальнейшего развития, в том числе в части организации и запуска интересных тематических экскурсионных маршрутов. Опыт этого года показал: спрос есть, барнаульцы соскучились по необычным прогулкам по реке.
"Совместно с Краеведческим музеем Алтайского края мы снова провели цикл экскурсий по Оби, посвященных истории города и многому другому. Группы сопровождали гиды. В этом году маршруты проходили два-три раза в месяц. Людям было очень интересно. Нас буквально заваливали заявками. В следующем году мы планируем еще теснее работать с музеями и развивать это направление. И не только с музеями. Пассажиры предложили запустить музыкальный рейс с живой музыкой – саксофоном, скрипкой и т. д. Идея отличная. Мы хотим ее воплотить уже в следующем году. Плюс мы планируем снова вернуться к экскурсиям для отдыхающих из барнаульских санаториев. Люди были довольны. Так что пора возвращать эту практику", – делится с нами планами на будущее барнаульский речник.

И это далеко не все перспективы. Для улучшения работы речного транспорта планируют оптимизировать существующие пассажирские направления. До нового года на предприятии разработают обновленное расписание, которое отдадут на согласование в минтранс Алтайского края. Тарифы при этом останутся практически теми же. Если увеличение стоимости проезда и произойдет, уточняет наш собеседник, то не более чем на 15-20%. Благодаря краевому субсидированию все льготы сохранятся.
"Планов на будущее очень много. Например, планируем обустроить на теплоходах детские игровые зоны. В остальном пока оцениваем свои возможности и налаживаем мосты, поэтому не хочу раньше времени обнадеживать наших пассажиров. Как только будем готовы, обязательно подробно обо всем расскажем. Пока могу лишь сказать, что мы не намерены стоять на месте. Речной транспорт нужно развивать, в первую очередь ради наших пассажиров. И пока есть такая возможность, мы будем делать для этого все возможное", – заверяет глава речпорта.
"Ошибки не совершает только тот, кто не работает"

Несмотря на боевой настрой и хорошие результаты, впечатление от навигации-2025 немного испортила шумиха вокруг нарушений, выявленных прокуратурой. Впрочем, резонанс возник вокруг небольших замечаний, которые не угрожали жизни и здоровью пассажиров, замечает Александр Крук. Вдобавок, по его словам, правоохранители в пресс-релизе обнародовали нарушения, выявленные на судах двух речных предприятий (речпорта и Барнаульского речного флота), а все шишки достались речному порту.
"Мой телефон буквально разрывался от звонков – спрашивали: Александр Александрович, твои теплоходы – все? Ну как же все, отвечал я, нарушения устранили, спокойно работаем дальше", – вспоминает собеседник.
Перед тем как подняться на верхнюю палубу, глава речпорта, провел для нас небольшую экскурсию. Показал термометры в холодильниках, отсутствие которых заметил прокурор, обратил внимание на новые таблички на палубах, график уборки туалета (без них тоже, оказывается, нельзя) и другие исправленные ошибки.
"На сотруднице буфета не было форменной одежды (это зафиксировали на другой "Москве", не здесь), на швабре отсутствовала пометка, где ею моют. Еще у нас отсутствовал один спасательный круг – его накануне смыло во время шторма, и на момент проверки мы еще не успели повесить новый. Это серьезное нарушение, которое мы тут же исправили. Как видите, все теперь по букве закона. На реке контролируют каждый наш шаг. Ни одному водителю на дороге такое даже не снилось. В целом у нас ежегодно проводят по 20 проверок, но каких-то действительно серьезных нарушений мы стараемся не допускать, а ошибки не совершает только тот, кто не работает. Это мое мнение", – поясняет глава речпорта.
"Берлога" для теплоходов

Тем временем теплоход "Москва-207" повернул назад. Мы плывем обратно в сторону причала. Прогулка по Оби вот-вот подойдет к концу, как и в целом сезон речных "корабликов". После чего они отправятся на зимовку. Где же будут стоять теплоходы?
"Мы как раз сейчас проходим мимо этого места. Ежегодно суда базируются на пирсе поселка Затон. Мы уже готовы снова разместить там теплоходы. Безопасный отстой у нас только там. Бывает, мы там же размещаем флот Бийского порта, когда он не может пройти вверх по течению. Место позволяет, охрана работает, все хорошо. В Затоне в целом базируется процентов 80-90 всего речного алтайского флота", – объясняет Александр Крук.
Кстати, планируется, что путейцы расчистят дно и в Затоне. Заводь стремительно мелеет, и для того, чтобы продолжить эксплуатацию места стоянки и ремонта судов, нужно провести не только очистку, но и дноуглубление.
"Это самое безопасное место для отстоя судов. Мы не можем оставлять теплоходы на реке, потому что лед при движении может повредить их. В прошлом были моменты, когда их выносило на берег. Снимать их потом очень сложно. Тем более в Затоне у нас удобный пирс, все необходимое. Так что забота о месте стоянки – жизненно необходимая мера", – отмечает наш собеседник.
Светлая печаль капитана
После завершения навигации теплоходы ждет комплексное ТО, если необходимо – ремонт. Так что, осень и часть зимы для речников пройдет в рабочем формате. В то же время, именно в холодное время для работников речного порта начинается сезон отпусков, когда они могут наконец-то полноценно отдохнуть.

Мы же разворачиваемся в сторону причала. Капитан сбавляет ход, теплоход мягко пристает к берегу. Перед нами открывается центр города с его набережной и временным колесом обозрения. Аттракцион сослужил речникам неплохую службу. По словам Александра Крука, оно притягивало людей не только к себе, но и к речному порту.
Колесо скоро разберут, оно вернется в Новосибирск, откуда и прибыло, а теплоходы бросят якорь в Затоне. Глядя на это, глава речпорта честно признается: какими бы воодушевляющими ни были итоги навигации, ее завершение всегда вызывает смешанные чувства.
"Речное судоходство – это особая романтика. Это речной простор, свежий воздух, плеск волн. Для меня это всегда отдых. И я не вижу себя в каком-то другом месте", – с нотой светлой грусти завершается наша беседа.