Наряды с мотивами "а-ля рус" уверенно завоевывают подиумы и улицы городов: алтайские дизайнеры тоже плетут кружева, вышивают рубахи и даже мастерят венцы и кокошники не хуже, чем у Кадышевой
Модная индустрия делает очередную петлю во времени – но на этот раз она возвращает нас не в "кислотные" 1980–1990-е, а в самую глубину веков. Взрывной спрос на наряды в старинном фольклорном стиле фиксируют крупнейшие маркетплейсы. Дизайнеры, в том числе алтайские, не отстают и разрабатывают коллекции, в которых смело миксуют традиции и современность. "Толк" узнал, куда, кроме тематической вечеринки, можно надеть кокошник или венец, как привнести в школьную форму традиции Русского Севера и какие VIP-персоны региона предпочитают платья "а-ля рус".
Творение венца
"У многих в телефонах я теперь записана как "Ольга кокошники", – говорит художник и изготовитель аксессуаров ручной работы из Барнаула Ольга Дорохова.
Свой первый венец Ольга изготовила пять лет назад. Кстати, мастер призывает не путать этот головной убор с кокошником: венец – менее "выдающийся" аксессуар, не покрывающий голову полностью, – его носили девушки на выданье. Кокошники же надевали замужние женщины. В первом изделии дизайнер "вышла в люди" и, получив вал восторгов, изумлений и вопросов, решила развиваться в этом ремесле.
"В 2024 году я встретила свою знакомую, фотографа-эзотерика Елену Траудт. Получилось так, что у нас совпали мысли – мы хотели сделать проект для женщин, который бы раскрыл красоту и глубину их души. Мы решили сделать это именно через кокошники – я просто озвучила, что давно хочу создать свою коллекцию, а Лена с радостью это поддержала. Проект назывался "Красные нити судьбы". У нас была масштабная фотовыставка. В итоге "локомотив" сдвинулся – так все и закрутилось", – вспоминает художница.
Свой секрет изготовления головных уборов Ольга не раскрывает, но подчеркивает, что в них в прямом и фигуральном смысле нет ничего картонного – только жесткий каркас для лучшей износостойкости, качественные ткани и исключительно ручная работа.
"Сверху идет декор в зависимости от смысла. Очень часто я использую экоматериалы. У меня есть знаменитый и самый любимый кокошник, который я называю "плодородие", – те, кто его надевает, сразу говорят, что чувствуют какую-то мощь, в нем сконцентрировано максимальное количество семян, косточек хурмы, яблок, сушеных цитрусов, ротанга, шишек", – говорит Ольга.
Если кокошники у Ольги покупают или арендуют, как правило, для тематических фотосессий и праздников, то миниатюрные венцы, напоминающие диадему, приобретают для повседневного ношения.
Кстати, немало заказов мастерица получала и накануне концертов Надежды Кадышевой, популярность которой, как известно, в последнее время взлетела до невиданных высот.
"Перед Новым годом это сильно пользуется спросом – все хотят сделать новогодние вечера "а-ля рус", свадьбы "а-ля рус" и даже государственные форумы "а-ля рус". Это не может не радовать, потому что, во-первых, это масштабно, во-вторых, снизился возраст – я часто вижу венцы на молодых девушках. В нём можно ходить куда угодно. Я лично хожу так со своей дочерью просто прогуляться в парк", – говорит собеседница.
Мода по уставу
То, что "парадные" красочные кокошники, как и прочие фольклорные элементы, удачно могут встроиться в современную моду, подтверждают и создатели барнаульского бренда одежды Alpalazone: как раз недавно его дизайнеры создали тематическую коллаборацию с Ольгой Дороховой и другими мастерами.
"Эта коллекция состоит из трех капсул. Ключевым элементом одной стали каллиграфические надписи, нанесенные на лонгсливы и футболки. Они придали изделиям связь с историей. Костюмы из футера украшают вышитые узоры. А на третью капсулу футболок и лонгсливов нанесли принты. Ольга Алексеенко при их разработке использовала древнерусские типы письма – устав и вязь. Наталья Гусева переосмыслила славянские образы и символику. Акцентной деталью выбрали кокошники от Ольги Дороховой – они украшают витрины", – поясняет гендиректор Alpalazone Альбина Шоль.
Популярность кокошников и венцов среди современных модниц недавно отметил даже президент Владимир Путин на заседании дискуссионного клуба "Валдай".
"У нас возрождается такая русская традиция: девочки, молодые девушки, на свои мероприятия — например, где-то отдыхают, в барах, — приходят в кокошниках, русских нарядах. Знаете, это не шутка. Меня это очень радует", — приводит слова национального лидера РИА Новости.
Кружева с Севера
Бийск тоже не отстает от трендов: местная мастерица Екатерина Корнилова, например, создает ручное кружево в старинном стиле на так называемых коклюшках – специальных катушках для намотки нитей.
В исторических источниках говорится, что коклюшечное кружево, строго говоря, не было исконно русским изобретением, однако получило свое неповторимое развитие именно в России.
В Бийск технологию плетения Екатерина привезла с Русского Севера – из Вологодской области, где она обучалась этому ремеслу во время долгой командировки: до того, как заняться творчеством, Екатерина была инженером в компании по строительству нефтегазовых и химических заводов.
Теперь бийчанка стремится показать женщинам "химию", которая возникает между традиционным кружевом и повседневными предметами одежды. Например, недавно Екатерина создавала броши, чокеры и серьги в дополнение к джинсовой коллекции одного из местных дизайнеров.
"Я тоже делаю свои небольшие коллекции, насколько позволяют средства. Есть у меня мастер по пошиву одежды – мы с ней сочиняем модели. На данный момент у меня две "рабочие" коллекции – это льняная одежда с элементами льняного кружева, а также коллекция "Старшеклассница", где школьная форма сочетается с плетеными воротничками, галстуками, болеро. Воротники, галстуки – это то, что вообще можно просто повязать поверх любого платья", – делится Екатерина Корнилова.
Для популяризации традиционного кружевоплетения мастер также основала в Бийске школу, где обучает этому ремеслу всех желающих.
Платье для министра
Другая бийчанка, Елена Мясоедова, параллельно развивает этнобренд "Еленка" – дизайнер представляет свое прочтение традиционных косовороток, сарафанов, платков и рушников, украшенных вышивкой.
Елена отмечает, что не приемлет некачественного "наносного" новодела, поэтому при создании вещей опирается на подлинные образцы одежды из музеев. Причем свои коллекции Елена адресует не каким-нибудь фольклорным коллективам, а обычным людям, которые хотят привнести в свой повседневный образ "забытое старое".
Например, в мастерскую бийчанки нередко обращаются люди, увлеченные семейной генеалогией: заказчики просят изготовить одежду в стиле тех губерний, из которых переехали на Алтай их предки-переселенцы.
В одежды от "Еленки" облачаются даже известные в крае люди.
"Год назад фабрика "Шуйские ситцы" выпустила коллекцию тканей в духе ХIX века. И у меня сложилось платье "Диво дивное", в котором даже Елена Безрукова, министр культуры края, ходит на многие мероприятия. Недавно у нас в Бийске был фестиваль "Душа баяна" с Сергеем Войтенко – она специально приезжала и была в этом платье. А Сергею мы сделали рубаху. Ее тоже везде можно носить – она нейтральная. Также для Татьяны Ильюченко, депутата АКЗС, мы сделали платье с вышивкой Макошь. И она прекрасно сочетала его с кроссовками на одном из мероприятий – даже высылала мне видео, как все восхищались ее нарядом", – делится Елена.
Смелые модники сегодня экспериментируют не только с блузами и юбками в славянском стиле, но даже с поневой – элементом костюма замужней женщины, напоминающим фартук. Такое сегодня вполне эффектно носится даже с джинсами, отмечает Елена.
"У нас вообще сейчас формируется новый русский стиль. Слава богу, что это возрождается постепенно. Но у некоторых все равно еще есть отторжение. Я же вижу реакцию женщин: "Я такое никогда не надену". А кому-то, наоборот, нужно, чтобы были натуральные ткани, со всеми характерными помятостями. Те же Armani или Gucci брали очень много наших народных костюмов. Костюм отталкивает тем, что кажется, будто он такой ситцевый, дешёвенький. Но в реальности он стоил больших денег", – отмечает дизайнер.
"Включилась генетическая программа"
Обращение модной индустрии к корням и традициям собеседники объясняют главным образом усталостью от условных "страз" и, конечно, подъемом патриотических чувств.
Отдельную аудиторию поклонников стиля "Турбо Русь", как его окрестили в масс-медиа, составляют зумеры – люди молодого поколения, питающие интерес ко всему "нафталиновому".
"Теперь все "насытились" и поняли, что китайские вещи не несут души. Люди просто соскучились – видать, генетическая программа включилась", – рассуждает Елена Мясоедова.
"Этот стиль сегодня переживает новую волну популярности, потому что люди ищут опору в том, что по-настоящему свое и не подвержено быстро меняющимся трендам. Я считаю, что интерес к культурной идентичности и уникальности – это долгосрочное явление. Стиль будет развиваться, адаптируясь к современным реалиям, становясь более минималистичным и интегрированным в повседневную моду. Мы уже видим, как текстильная промышленность и смежные отрасли – от дизайна интерьеров до сувенирной продукции – начинают активнее использовать традиционные мотивы. Это не только мода, это часть более широкого культурного и даже экономического возрождения", – заключает Альбина Шоль.
Тренд на "русскость" сегодня подтверждает и статистика крупнейших маркетплейсов: в 2025 году продажи кокошников на Ozon и Wildberries выросли вдвое, сообщает ТАСС. Второе и третье места по популярности занимают платки и платья в русском стиле.