Последние полтора года Софья не раскрывает преступления, а ухаживает за своим ребенком и попутно ведет блог о буднях полицейских
У жительницы Барнаула Софьи Гепнер свыше 11 тыс. подписчиков в Instagram. Как тысячи других девушек, она начала развивать блог в декретном отпуске. Но от остальных типичных мам Софью отличает то, что она — капитан юстиции и следователь. Ее посты порой шокируют подробностями закулисной жизни сотрудников МВД. Девушка рассказала "Толку", как стала блогером и почему больше не хочет возвращаться к погонам.
Мама-следователь
Софья называет себя юристкой-гуманисткой. В блоге она дает советы по поступлению в вузы МВД, проводит ликбезы по юриспруденции, постит смешные и страшные истории из личного опыта и коллег.
Полтора года назад Софья ушла в декретный отпуск. Это и стало толчком для развития блога.
"До этого я вообще не интересовалась соцсетями и блогерством, а во время беременности появилось время. После рождения малыша стала снимать свои видео про материнство. И пошло", — говорит девушка.
Начинала Софья с тематики материнства, а потом наткнулась на блогеров, которые пишут на остросоциальные темы и вводят людей в заблуждение неверной трактовкой законов. Девушка стала оспаривать эти мифы и поняла, что людям "заходит".
"Когда работаешь в полиции, видишь, что люди в большинстве не знают своих прав и обязанностей, из-за чего часто попадают в неприятные ситуации. Я стала писать об этом и нашла отклик. Затем начала постить истории о службе, рассказывать про подноготную с юмором. Коллеги стали подкидывать что-то из личного опыта", — рассказывает о начале своего пути блогер.
"Бабуля жаловалась на шум от бездомных кошек в подвале. Обжаловала все отказные от участкового. Полицейский получил указание от краевой прокуратуры: "Допросить нарушителей тишины по существу дела". Участковый оказался находчивым и взял справку у биолога о том, что "кошки не являются разумными существами и не владеют речью, в связи с чем допросить их не представляется возможным".
Первые тысячи подписчиков пришли бесплатно: Софья активно комментировала другие блоги, высказывалась на актуальные темы, через хештеги. Сейчас девушка уже вкладывает деньги в рекламу — выходит от 2 до 15 рублей за подписчика. При этом, по ее словам, пока заработка с блога нет, но есть планы на это.
Некрасивая правда
То, что Софья пишет сейчас, — это лишь небольшой процент всей правды о работе. Будучи действующим сотрудником МВД, она связана профессиональной этикой и служебной тайной. Но даже то немногое, что публикует девушка, поражает.
"Экзамен показал МВД во всей красе: 30 минут бегаешь, как раненный в зад, а потом еще 8 часов бумажки разгребаешь и на совещаниях/планерках ждешь чуда".
"В первый рабочий день и в первую же минуту планерки отхватила люлей от начальника — никогда не угадаете, за что. Когда получаешь диплом, дают 30 дней оплачиваемого отпуска, после которых выходишь на работу. Получила за то, что, видите ли, не вышла раньше, во время отпуска. После планёрки полдня думала: "Что вообще со мной не так? Почему не позвонила начальнику раньше и не спросила, когда выходить?"
"Добро пожаловать в ад" — так встретили коллеги, когда зашла в кабинет. Первую неделю на все выезды, куда отправляли следователей, ехала и я — круглосуточное недельное дежурство. Чтобы сразу поняла, что не в сказку попала и училась материалы собирать".
Нетрудно догадаться, что подобная муштра — это не совсем законно. Но первый год работы, говорит Софья, слабо различаешь, что законно, а что нет. К тому же такой режим официально никак не оформляется, поэтому доказать что-то нереально.
Работа в период отпуска для полицейских, к сожалению, является нормой жизни.
"Чаще всего на это соглашаются, чтобы не оставлять свои незаконченные дела, материалы на коллег. Обычно уходишь в отпуск и еще пару дней разгребаешь свои бумаги — по личному неукротимому желанию, естественно. Чтобы вызвать сотрудника досрочно из отпуска, начальник пишет рапорт, где работник ставит свое согласие. По закону можно и не соглашаться, но такое редко случается. Я один раз всего так сделала", — признается Софья.
Трупы, триггеры и нехватка кадров
Один из главных минусов работы в полиции, помимо ненормированного рабочего дня, — это постоянное столкновение с негативом. У многих полицейских появляются триггеры — вещи, которые возвращают мысли к тому ужасу, который пришлось наблюдать. У Софьи тоже такой есть.
"Я не выношу запах клубничного ароматизатора для авто. Один раз выезжала на ДТП. Погиб молодой парень, залетел под фуру. Представьте себе смесь запахов машинного масла, бензина, трупа и клубничной "вонючки". Мерзкий и тошнотный.
Первые пару лет мне казалось, что в мире существуют только одни воры, наркоманы, хулиганы и убийцы. Потом как-то вернулась в адекватную реальность, к общению с хорошими людьми", — говорит следователь.
Еще один "жирный" минус — нехватка кадров.
"Я пришла работать, когда уже прошли сокращения. Но мне рассказывали, что раньше людей было в два-три раза больше. Сначала попала в отделение, где был полный комплект, но со временем кто-то ушел на пенсию, кто-то в декрет, кто-то уволился. Разница стала более очевидной. Количество работы с уходом сотрудников не уменьшается. А кадров даже при полном комплекте не хватает", — считает девушка.
В каком-то смысле Софья — очень ответственный блогер. Потому что за какую-то неискренность, фальшь или неправду обязательно "прилетит" от коллег, которые ее читают.
"То, что я рассказываю в блоге, абсолютно честно. Меня читают коллеги, и барнаульские тоже. Многие находят себя в постах, переживают, поддерживают. От коллег негативных отзывов вообще нет, — уверяет блогер.
Из декрета… в блогеры?
Срок декретного отпуска Софьи подходит к концу. Кстати, из него ее уже пытались вызвать пораньше. Но девушка приняла решение не выходить на работу — уволиться.
"Переписывалась с подругой, тоже из следствия. Работает без выходных, отпуск не скоро, людей не хватает — поувольнялись, дела висят, начальник заколебал, прокурор наказывает, опера ничего не делают, а жулики не сознаются. Спросила совета, как все это вынести, говорю: "Никак, иди во второй декрет".
"Будучи в декрете, я периодически проверяла телефон, чтобы не пропустить звонка от дежурного. Напряжение ушло только после года, и то не до конца. Долго шарахалась от каждого телефонного звонка, даже поменяла номер и до сих пор не отвечаю незнакомым".
Решение уйти далось нелегко. Но у Софьи есть кое-что более важное, чем работа в полиции, — семья.
"Лично мне на работе очень не хватало психологической поддержки. И я боюсь снова погружаться в море людских бед. Такая работа требует полной отдачи, а мне хочется больше времени уделять семье. Хочется больше заниматься творчеством", — объясняет девушка.
После увольнения у Софьи будут развязаны руки: сейчас о многих вещах она не имеет права писать по закону — например, критиковать начальство или высказываться на тему политики.
"Свобода слова и полиция: рот закрой и иди работать. МВД принимает новый кодекс профессиональной этики, проект вынесен на обсуждение. Представила, как сочиняются такие приказы:
— Смотрите, какой-то летёха написал, что ночные не оплачиваются.
— А этот – что форму, бумагу, бензин не выдают, зарплату тратят на запчасти для служебных машин.
— А тут – что палки требуют. Что делать будем, надо как-то проблемы решать, повышать доверие к власти?
— А давайте запретим им говорить?
— Это же гениально!
А как же принцип открытости и публичности?"
Даже после увольнения Софья не намерена как-то дискредитировать образ сотрудника МВД. Наоборот, девушка старается показать, что полицейский — такой же человек, как и все:
"Я считаю и транслирую это в блоге, что в полиции все-таки много достойных людей, просто мы концентрируемся на плохом, это же вызывает эмоции, отклик, про хорошее, что делают сотрудники ежедневно, говорят: "Это ваша работа". А я стараюсь больше освещать хороших новостей, ежедневные подвиги сотрудников".
Про ментов
Слово "мент" Софью как сотрудника полиции не обижает.
"Между собой полицейские часто так друг друга называют. Но все зависит от контекста, обычно от гражданских это звучит в негативном ключе.
Знаю случай, когда пара сотрудников жили на одной лестничной площадке со старушкой, и у них был конфликт по поводу уборки подъезда. Она написала на листочке и приклеила к их двери надпись: "Менты, мойте пол". Они написали заявление на оскорбление, но им его не удовлетворили, потому что обращение "менты" в русской культуре уже прижилось и не носит оскорбительного характера".
Перлы из полицейских протоколов от Софьи Гепнер
- Задержан за то, что, идя по улице, нецензуpно удивлялся шиpине впереди идущей женщины.
- В каждом человеке, даже в самом плохом, можно найти что-то хорошее. Для этого его нужно как следует обыскать. (Из инструкции дежурной части)
- Вчера на пляже был найден труп, труп состоял из девушки прекрасной красоты.
- В результате уличной драки ротовой орган гр. Кузнечикова оставался распахнутым до хирургического вмешательства.
- При осмотре обнаружены различные предметы мужского туалета: ботинок с левой ноги, расческа, пустая бутылка из-под водки и пьяный тракторист, который сбил электрический столб. Рядом трактор, находится в тяжелом подбитом состоянии.
- Забрали также все меховые предметы, за исключением кота, который, видимо, еще не дорос до шапки. (Из показаний пострадавшего)
- Зайдя в подвал, мы обнаружили там лежащий на полу труп. Уже хотели позвать милицию, но труп приподнялся и стал требовать закурить. Когда мы ему не дали, он стал материть нас, правительство и президента. Потом упал и умер, что и констатировала прибывшая через 2 часа скорая помощь. (Из показаний свидетеля)
- Подозреваемый отсидел в колонии строгого режима почти три года, а исправиться не успел — помешала амнистия.
- После 28-го следственного эксперимента насильник согласился признаться в содеянном.
- Организатором скандала был муж, а звуковое сопровождение обеспечивала жена.