Опять смог: почему Барнаул каждую зиму накрывает ядовитым облаком

Опять смог: почему Барнаул каждую зиму накрывает ядовитым облаком
Опять смог: почему Барнаул каждую зиму накрывает ядовитым облаком Фото: Фото: Ольга Смирнова

Рельеф местности, антициклон, печи и машины: почему в Барнауле смог стал привычным явлением, а о чистом воздухе можно только мечтать

Барнаул 30 ноября накрыло дымкой. Из-за отсутствия ветра концентрация вредных веществ в воздухе сильно повысилась, и синоптики объявили первую степень опасности. Смог продержится над городом как минимум до второй половины дня 1 декабря, а то и дольше – неделя ожидается безветренная и практически без осадков. Почему зимой такой воздух – привычное для столицы края явление и можно ли с этим что-то сделать – в материале "Толка".

Страдаем из-за особенностей рельефа

Барнаул регулярно попадает в список городов с грязным воздухом. Одна из главных причин – специфика рельефа, который приводит к застойным явлениям в воздухе, рассказала Кира Шутова, специалист Алтайского гидрометцентра.

Больше всего от этого страдает Центральный район города: он находится в огромной яме, куда стекаются вредные вещества чуть ли не со всего города. Обширный частный сектор с печным отоплением в "старом" Барнауле тоже добавляет "яда".

В Барнауле, по данным мэрии, около 5,3 тысячи домов с печным отоплением, некоторые из них многоквартирные. Чтобы жить в тепле всю зиму, за сезон нужно сжечь в среднем около 5 тонн угля. В итоге на весь город получается около 26,5 тыс. тонн.

Дышим выхлопами

В Барнауле и Бийске на сутки объявили режим чёрного неба

Причина неблагоприятных погодных условий (НМУ) – в безветренной морозной погоде. Она способствует накоплению выбросов в атмосферном воздухе

Главное "зимнее" загрязняющее вещество в атмосфере любого города – бензопирен. Это канцероген первого, самого высокого класса опасности, продукт любого процесса горения. Зимой горожане начинают активно топить печи, на полную мощность работают котельные.

Даже от автомобилей зимой вреда больше – чтобы "прогреть" двигатель, хотя бы пять лишних минут он должен проработать "вхолостую". При этом вред от автомобилей, по мнению специалистов, даже превышает вред от стационарных источников загрязнения. Автотранспорт, согласно научным статьям, дает от 60 до 80% загрязняющих веществ в крупном городе, рассказывает специалист Гидрометцентра.

"Мы можем опираться на научные статьи, но как обстоит дело на практике, посчитать почти невозможно. У нас в стране нет экологической полиции, за состоянием автомобилей следят только их владельцы", – объясняет Шутова.

Виноват антициклон

Зимой концентрация бензопирена увеличивается в разы. Например, в прошлом году в целом по городу она превышала уровень ПДК в пять раз. Если посмотреть на проблемный Центральный район, там цифры и вовсе угрожающие: на пике в феврале специалисты фиксировали 15,5 ПДК. И дело не только в печках и автомобилях: сами условия рассеивания веществ зимой хуже.

"Зимой погоду у нас определяет азиатский антициклон, и он способствует накоплению загрязняющих веществ в предземном слое атмосферы. Соответственно, их концентрация повышается", – комментирует специалист.

Трубы выше – воздух чище

Красноярск возглавил рейтинг городов с самым грязным воздухом в мире

Лидерство ему уступила столица Бангладеш

Один из ключевых моментов, который влияет на уровень загрязнения, – это эффективность сжигания угля. Чем она ниже, тем больше выбросов "вылетает в трубу". Самая низкая эффективность – у печей и котлов в частном секторе, самая высокая – у современных ТЭЦ.

"Чаще всего смог висит над частным сектором, потому что трубы расположены на высоте не больше 10-15 метров. А что такое смог? Это крупные частицы сажи, вылетающие из трубы и задерживающиеся в приземных слоях атмосферы. Таким образом, чем лучше система очистки выбросов, тем меньше вреда наносится экологии", – рассказал Константин Кушнир, заместитель технического директора СГК.

Экономически нецелесообразно

Отказаться от угля в ближайшее время не получится, считает Кушнир. В первую очередь по экономическим причинам: если перевести угольные ТЭЦ на газ, выбросы снизятся примерно в пять раз. А вот тариф на тепло увеличится в три раза.

В отличие от ТЭЦ, газификация частных домов благоприятно сказывается не только на экологии, но и на экономике домовладений. КПД у них не ниже 91%, а это, по словам Романа Правдина, генерального директора "Газпром газораспределение Барнаул", практически в два раза выше, чем в традиционной печи.

"В печи половина от того, что должно сгореть, в буквальном смысле вылетает в трубу и попадает в атмосферу", – утверждает Правдин.

По данным синоптиков, еще 20 лет назад, когда газификация частного сектора в Центральном районе только начиналась, концентрации сажи были на уровне 5-8 ПДК. Сейчас цифра в разы меньше.

Напомним, Барнаул и Бийск могут стать участниками федерального проекта "Чистый воздух". Правительство РФ решило расширить список городов, которые в него включены, с 12 до 48, алтайские города туда попали. Согласно условиям программы, в этих городах планируется снизить вредные выбросы к 2024 году на 22%.

Новости партнеров
Новости партнеров

Ох лукавит товарищ Правдин,я сам лично подключал газ в частном доме и знаю что это такое,какая бюрократическая волокита!В итоге газ мне обошёлся в 180 тысяч это учитывая что я сам бегал по конторам и собирал все справки а не хочешь бегать сам плати 250 тысяч и фирма все сделает за тебя и где у людей такие деньги когда там большая часть в частном секторе живёт на прожиточный минимум!

Давно надо отказаться от угля и перейти на газ. И не будет проблем. В Европе это выгодно, а у нас почему-то нет. А Европа то газ покупает в России. Вот и пойми почему

И с какого перепугу тариф за газ должен подскочить в три раза, ГАЗ это народное достояние или ВЫ забыли?

Лента новостей