За протоколы о нарушениях отвечают специальные городские комиссии, однако без помощи полиции во многих случаях они бессильны, а соглашения между краем и МВД по-прежнему нет
Нарушителей тишины и хозяев агрессивных собак в Алтайском крае крайне сложно привлечь к ответственности из-за того, что власти края и полиция уже несколько лет не могут договориться о зонах ответственности в этом вопросе. Эту тему в числе других обсуждали 4 марта на заседании Совета по взаимодействию краевого заксобрания с местными представительными органами.
На совете обсуждали, как в городах и районах работают административные комиссии. Именно они отвечают за наказание тех, кто нарушает законы о правилах благоустройства, о тишине, а также владельцев животных, причинивших вред. Но имея эти полномочия, они не обладают возможностями для их исполнения, рассказал Иван Огнев, глава комитета по законности и местному самоуправлению Барнаульской гордумы.
По его словам, административные комиссии столицы края за 2021 год составили 4 587 протоколов об административных правонарушениях. Большая их часть касалась нарушений тишины и правил благоустройства.
Как рассказал депутат, у членов комиссий нет возможности качественно рассматривать дела, касающиеся шумных дебоширов, из-за отсутствия полномочий и инструментов воздействия. Поэтому он попросил передать эти полномочия мировым судьям.
Картина по наказанию хозяев агрессивных собак схожая. Чтобы привлечь их к ответственности, "требуется оперативное установление правонарушителя, опрос свидетелей" и т. д. Административная комиссия, по словам Огнева, не имеет возможности проводить такие действия, а полиция не вправе составлять протоколы вместо нее, так как для этого требуется, чтобы полномочия официально передали МВД по соглашению с Правительством Алтайского края.
"Сейчас полиция может только собрать материалы и направить их в комиссию", – сказал депутат.
И из-за недостатков сотрудничества с полицией даже "пойманного" нарушителя не всегда удается оштрафовать. Только половину протоколов, составленных в Барнауле, удается рассмотреть в суде с вынесением наказания. И все потому, что у городских чиновников нет права задержать и привести нарушителя в суд без участия полиции. Комиссии постоянно направляют уведомления в органы МВД, но слаженной работы так и нет – опять же отсутствует соглашение.
В итоге протоколы из судов из-за истечения сроков давности возвращаются обратно, нарушители избегают наказания, то есть, собственно, смысл существования комиссий нивелируется.
"Мы в прошлом году все сделали, чтобы еще раз инициировать подписание соглашения между Правительством Алтайского края и МВД, и сумму средств добавили, но воз и ныне там", – сказал спикер АКЗС Александр Романенко. Он попросил своего заместителя Дениса Голобородько еще раз обсудить тему с вице-премьером Виталием Снесарем, возможно, выйти на губернатора Виктора Томенко, чтобы снова выходить на министерство.
Тем не менее в 2021 году в Барнауле удалось собрать 1,8 млн рублей штрафов. Впрочем, это меньше, чем город получил из краевого бюджета на содержание самих административных комиссий – более 2 млн. То есть они с точки зрения вложения госсредств не "окупили" себя.
В большинстве других муниципалитетов в этом плане дела обстоят еще хуже. Из 248 комиссий, работающих в крае, 46 не выписали ни одного протокола, еще 31 – от одного до трех, рассказала глава регионального управления юстиции Оксана Грохотова.
По ее данным, всего в крае в 2021 году административные комиссии рассмотрели более 11 тыс. дел. Из них:
- 4 495 – за нарушение тишины,
- 1 061 дело – за размещение нестационарных объектов с нарушением схемы их размещения,
- 567 дел – нанесение собаками вреда (здесь самый большой прирост к 2020 году – +24%).