Счетная палата рассказала, как неправильно использовали новую дорожную технику

Дорожная техника
Дорожная техника Фото: Министерство транспорта Алтайского края

Алтайская Счетная палата нашла несколько нарушений, когда проверила эффективность использования новой дорожной техники, которую край передал городам и районам

Дорожная техника, которую массово закупали в 2020 и 2021 годах и торжественно вручали муниципалитетам, в одних районах не использовалась по назначению месяцами, а в других ее безвозмездно передавалась хозяйствам, которые на ней зарабатывали. К таким выводам пришли в Счетной палате Алтайского края, которая в 2022 году проверила, как и где работают машины, на которые потратили 600 млн рублей. С ежегодным отчетом о работе палаты 6 июня в краевом парламенте выступит ее руководитель Виктор Миненок. Проект отчета есть в распоряжении "Толка".

Технику закупали в 2020 и 2021 годах на деньги регионального бюджета по программе "Развитие транспортной системы Алтайского края". Приобрели 121 машину на 599,5 млн рублей "для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения".

Виктор Миненок еще на шесть лет возглавит Счетную палату Алтайского края

Руководителя ведомства, согласно законодательству, назначают депутаты краевого заксобрания. Срок действующих полномочий Миненка истекает в конце июня

Технику направили в 58 городов и районов. При этом, уточняют в Счетной палате, минтранс края не разработал документ, который бы регламентировал порядок распределения техники между территориями.

На момент проведения проверки "часть переданной техники не была востребована и не использовалась муниципальными образованиями по назначению с момента получения (в течение 10-13 месяцев)", говорится в проекте отчета.

Например, в Горняке, Баевском, Бийском, Родинском и Солтонском районах автогрейдеры не применяли в дорожных работах в течение пяти-восьми месяцев. По назначению техника, например, в Егорьевском районе использовалась 25 часов из 401 дня ее нахождения там, в Родинском – 44 часа из 660 дней, схожие показатели отмечены и на других территориях.

Проверка обнаружила: в 11 муниципалитетах технику использовали для работ, никак не связанных с нуждами территорий. В Волчихинском районе тракторы использовали для погрузки шлака, угля на котельных района, в Мамонтовском – для нужд МУП "ЖКХ Мамонтовское" и для содержания кладбища.

В Заринске и прилегающем районе автогрейдеры, переданные в аренду, половину времени платно сдавались сторонним организациям. В Усть-Пристанском районе трактор 38 дней вспахивал огороды у населения, в Тальменском грейдер убирал снег на полях фильтрации или участвовал в земляных работах.

Самостоятельно местные администрации используют только 13 машин. 66 единиц районные и городские власти передали в оперативное управление или хозяйственное ведение, 19 – в аренду, 20 – в безвозмездное пользование. Чарышский район без документов передал грейдер в МУП, а Павловский сельсовет предоставил технику предпринимателю по контракту для выполнения дорожных работ.

В Победимском сельсовете (Топчихинский район) грейдер безвозмездно передали в племрепродуктор "Чистюньский" на пять лет с условием, что хозяйство все это время будет за свой счет содержать дороги в селе.

За год в дорожное хозяйство Алтайского края вложили более 23 млрд рублей

Губернатор Алтайского края Виктор Томенко поблагодарил работников транспорта и дорожного хозяйства региона, а это свыше 20 тысяч человек, за достигнутые результаты

Проверка показала, что местные администрации по рыночной стоимости оплачивали услуги, выполненные с помощью техники, переданной ими же МУПам или частным компаниям – безвозмездно или в аренду "по стоимости существенно ниже рыночной", говорится в проекте отчета.

11 единиц техники городские и районные власти передали в пользование или аренду без проведения торгов. Это допускается законом, но на срок не более 30 дней в течение полугода. Однако в некоторых муниципалитетах эта норма нарушалась.

Например, в Тальменском районе, говорится в проекте отчета, УК "Район" использовала грейдер и трактор сверх нормы, что "привело к недопоступлению в бюджет доходов в сумме 167,4 тыс. рублей". Позже местная администрация "без проведения конкурсных процедур или аукционов была необоснованно передана в аренду ООО "Ресурсстрой"".

На момент проведения проверки в 14 городах и районах края техника общей стоимость почти 100 млн рублей находилась в аренде у шести частных компаний, пяти МУПов и трех ИП.

При этом размер арендной платы за технику различался в разных территориях в разы: грейдерами – в семь раз, тракторами – в 14 раз. И везде он "был существенно ниже суммы амортизационных отчислений и транспортного налога".

"Заключение договоров аренды на использование муниципальной техники по заниженной стоимости создает риски ее износа без возможности обновления, что впоследствии может привести к необходимости дополнительного выделения бюджетных средств", – сделали вывод в Счетной палате.

В ведомстве полагают, что передача техники предприятиям прекрасно решает задачи по повышению их надежности и их финансовых результатов. Вот только местные бюджеты оказываются не в выигрыше – уменьшения расходов на содержание дорог не происходит. Снижение этих затрат в расчете на стоимость 1 часа работы техники отмечено там, где власти стали выполнять дорожные работы своими силами.

Пять территорий не включили полученную технику общей стоимостью 38,6 млн рублей в реестры муниципального имущества, "что создает риски ее утраты".

Материалы проверок рассмотрели на коллегии Счетной палаты с участием представителей заксобрания, правительства минфина, минтранса, местных администраций. Провинившимся вынесено шесть представлений с предложениями устранить нарушения на сумму 15,6 млн рублей.

Машины не должны простаивать: Алтайский край заметно обновит дорожную технику

Теперь у алтайских дорожников есть новые грейдеры, погрузчики, катки, асфальтоукладчики, бульдозеры, самосвалы и трактора. С их помощью будут не только строить дороги, но и содержать существующие

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей