Людям разрешили проводить митинги в торговых центрах, но при этом утвердили некоторые нормы, которые, по мнению оппозиции, усложняют проведение публичных мероприятий
На первой в 2021 году сессии Алтайского краевого заксобрания (АКЗС) депутаты разрешили проводить жителям региона митинги, пикеты и другие публичные акции в торговых центрах и на базаре. Также теперь можно собирать людей во дворах жилых домов. Однако эти послабления не впечатлили оппозицию, представители которой посчитали, что некоторые нормы документа еще сильнее закручивают гайки и неминуемо приведут к "дальнейшей эскалации насилия".
Что изменилось?
- Разработчики предложили сократить перечень мест, где нельзя проводить демонстрации, шествии и митинги. Теперь нет запрета на проведение подобных акций в торговых и развлекательных центрах, во дворах многоквартирных домов, а также на территории рынков.
- Кроме этого, теперь можно проводить митинги ближе чем за 50 метров от авто– и железнодорожных вокзалов, речных и аэропортов.
- Документ также определяет порядок сбора средств для подготовки и проведения митингов. Теперь организатор массовой акции обязан при подаче документов указывать счет, на который должны поступать средства. А отчитываться о расходовании собранных денег нужно, если число участников митинга превысит 500 человек.
- Теперь суд может признать публичным мероприятием "массовое одновременное пребывание и/или передвижение граждан в общественных местах, направленное на выражение и формирование мнений, выдвижение требований" по самым разным вопросам. Также из-за расплывчатости формулировок есть возможность признать серию одиночных пикетов несанкционированным публичным мероприятием.
- В законопроекте говорится о том, что организаторы должны будут оказать медицинскую помощь, также их обязывают следить за обеспечением санитарных норм и правил.
Проект закона подготовили в связи с изменениями федерального законодательства, которые вступили в силу с 10 января.
Хорошая приятность
Законопроект вызвал острое обсуждение среди представителей оппозиционных партий, в дискуссии не участвовала только фракция ЛДПР.
Главная коммунистка парламента Мария Прусакова порадовалась, что в этом законе есть одна "хорошая приятность", имея виду, что прокуратура поставила депутатов на место – именно прокурор региона внес протест на региональный закон "О порядке проведения митингов". Прокуратура посчитала противозаконным в том числе и тот момент, что владельцы ТЦ не могут сами решать, как им использовать свою собственность.
Этот вопрос позже затронул и глава фракции справедливороссов в АКЗС Александр Молотов. Он напомнил, что еще в августе 2020 года фракция эсэров предлагала принять протокольную запись, чтобы посмотреть данные нормы на соответствие законодательству. Но тогда комитет по правовой политике принял решение, что все соответствует закону.
"Но тут вмешалась прокуратура. И лишь после протеста прокуратуры появился этот закон. О чем это говорит? О не компетенции комитета или о нежелании слушать оппозицию? Причем в тех вещах, которые не политизированны", – прокомментировал Молотов.
Ему парировал председатель правового комитета заксобрания Денис Голобородько. Он заявил, что комитет не отказывал в рассмотрении протокольной записи:
"После предыдущей отмены и совершенствования законодательства о митингах никто заявки о рассмотрении не подавал. Наверное, стоит говорить об использовании этих отмен в политических целях".
Дали дорогу "Робин Гудам"
Депутаты высказались и в целом о возросшем градусе недовольства среди жителей страны.
"Это выливается в то, что разные "Робин Гуды", которые являются казнокрадами, ворующие лес в Кировской области, выступающие за повышение пенсионного возраста, могут безответственно объявить некий флешмоб в соцсетях, на который выходят люди", – возмущалась Прусакова.
Этот персонаж, заявила Прусакова, получил уголовный срок совсем не за то, что "перевел через дорогу в неположенном месте бабушку".
"И сегодня якобы в его поддержку, хотя это совершенно не так, выходят люди", – негодовала Прусакова.
Коммунистка прогнозирует, что дальше будет хуже. И процесс можно остановить только одним образом: если власть перестанет закручивать гайки запретами и "закрыванием ртов".
"Начните повышать уровень жизни людей, и они не будут выходить на улицы. Дайте возможность людям легитимно выражать свое мнение по поводу тех законов, которые вы принимаете", – резюмировала Прусакова.
"Митинг – это и есть кашель"
Нерадостные прогнозы дал и Александр Молотова, который с большим скепсисом отнесся к новым требованиям к организаторам митингов: о санитарном контроле, об указании счетов, о возможности признать серию одиночных пикетов несанкционированным публичным мероприятием и т. д.
"Зачем это все? Против кого эти запреты? По сути, они против добропорядочных граждан и системных оппозиционных политических сил. Подобного рода закручивание гаек приведет к дальнейшей эскалации насилия. Потому что у граждан остается все меньше и меньше легальных способов выказывать свое недовольство", – резюмировал Молотов.
Также свою позицию обозначил депутат АКЗС от "Справедливой России" Владислав Вакаев. Он подчеркнул, что оценивает ситуацию как историк.
"Такого рода политика по запрету права людей собираться публично, чтобы высказать свою позицию, – это тупиковый путь. Не работает такая схема", – обратился к коллегам Вакаев.
Депутат заявил, что можно сколько угодно доводить регламентами все до абсурда и постоянно придумывать новые правила.
"В определенный момент черта будет перейдена и люди поймут, что невозможно провести протестное мероприятие законно. Следующий шаг – мы уходим в нелегитимность, люди будут вынуждены идти на радикальные меры", – заявил Вакаев.
Для наглядности депутат привел пример с кашлем.
"Можно принять закон, который запрещает кашель. Но кашель это естественная реакция, когда организму плохо. И нужно лечить не симптомы, а причины. Так вот вместо того, чтобы запрещать кашель, а митинг – это и есть кашель, давайте лучше смотреть, чем реально больно общество и как его лечить", – резюмировал справедливоросс.
Законопроект приняли в двух чтениях большинством голосов. Поддержали его 46 депутатов, воздержались – 13, не голосовал один человек. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Напомним, в 2020 году алтайские депутаты разрешили митинговать около учреждений образования, здравоохранения, церквей, у детских площадок.