Я занимался самостоятельно всем
Интервью с директором компании Сергеем Риттером
Как выйти на уровень федеральных клиентов и занять серьезное место на рынке производства рекламной продукции
Журналист:
Вы начали работать с 2009 года, и, по сути, прошло не так много времени, а у вас уже есть федеральные заказчики, крупные проекты. Как вы этого добились?
Сергей Риттер:
Было непросто, часто в ущерб личному времени. Я занимался самостоятельно всем – от дизайна до монтажа: изготавливал вывески, рисовал, ездил на монтажи. Хотите лайфхак? Чтобы понять, не обманывает ли вас сотрудник, когда говорит, что это сделать невозможно, – сделайте сами. В нашей сфере два пути развития: либо у тебя много денег, ты покупаешь нужные станки, нанимаешь людей – это быстро, либо все делаешь с нуля. Десять лет – это немало. Я вникал в интересы клиентов, учился с ними дружить, делать хорошо и быстро, никого не обманывал и не кидал. Так я заработал репутацию, это принесло свои плоды. Теперь я всем прививаю такой подход: чтобы быть востребованным, нужно любить свое дело и уважать клиента, и не обязательно сразу вкладывать значительные материальные ресурсы.
Журналист:
А с чего начинали и почему вообще выбрали рекламу?
Сергей Риттер:
Изначально я думал, что реклама – не мое, что мне будет тяжело звонить и кому-то что-то предлагать. Я бы кавээнщиком стал или ведущим, но в эту сферу меня привела случайная встреча. Однажды я ехал на поезде и познакомился с девушкой, мы с ней разговорились. Оказалось, что она стояла на бирже и ей выдали много контактов работодателей. Она поделилась ими со мной. Я обзвонил несколько контор и нашел тех, кто согласился меня взять на работу. Я был молод, учился в университете на втором курсе, нужны были деньги, так я и начал работать.

А дальше всему учился на практике: приезжал на работу, занимался заказами. Тогда мое будущее выглядело очень туманно, я сомневался, что вообще смогу что-то продавать, но деньги перевешивали сомнения. Я брался за каждый заказ, получал опыт и клиентов.

Наша сфера хороша тем, что клиенты, которые с вами поработали, начинают вас искать и в дальнейшем. Особенно если ты показал им свой интерес к их делу, это подкупает, и они возвращаются. Так было каждый раз, когда я хотел все бросить: люди звонили и спрашивали, работаю ли я еще. И я каждый раз соглашался выполнить работу. Сначала я работал с дизайнерами, потом научился этому сам. Сам рисовал, сам клеил что-то дома, сам увозил, мог весь день прокататься. Со временем это стало полноценной работой. В 2010 году я зарегистрировался. Сначала работал из дома, потом снял офис. Я был сам себе начальник, вел табличку с зарплатой, сам за все отвечал, постоянно был в движении. Такой темп жизни пришелся мне по вкусу, да и деньги выходили приличные. Как-то на соревнованиях по волейболу я сломал ногу и, пока был в гипсе, понял, что тащить все на себе долго не смогу, тем более что в нашей сфере пропадать надолго нельзя. Так появился мой первый помощник – курьер. Спустя какое-то время я взял менеджера для поиска новых клиентов, образовалась команда. Была наделана куча ошибок, в какие-то моменты казалось, что я все брошу. Были кредиты, пришлось идти подрабатывать в такси, но опять же, каждый раз, как только меня посещала эта мысль, появлялись заказы, причем крупные, глядя на которые я понимал, что останусь в своей сфере.

Спустя пару лет я начал приобретать нужное оборудование, и тут я оценил, какой объем приходится отдавать сторонним компаниям, сколько денег уходит мимо. Я стал докупать недостающие станки в лизинг и работал на них тоже сам. Как вы видите, я изучил весь процесс своими руками. Потом взял на работу печатника, и мы стали расти. Когда ты в нише, рынок сам тебя подталкивает к улучшению. Это был долгий путь, но еще многое ждет впереди.
Журналист:
Несмотря на то, что реклама не стоит на месте и развивается, остается все равно большой процент раздражающей рекламы. Как вам кажется, можно ли этого избежать и как уговорить клиента на хороший продукт?
Сергей Риттер:
Я всегда задаюсь этим вопросом. Лучше бороться с клиентом и делать хорошо или тупо выполнить то, что он хочет? До первого не доросли сами менеджеры нашей сферы: у них есть планы, им нужно их выполнять. Сказал клиент, что хочет красные буквы на малиновом фоне, – они сделают. Бывает, что сотрудники просто не вникают в процесс и не стараются сделать лучше. Хорошо, что у крупных компаний есть брендбук и фирменный стиль, это минимизирует риски испортить лицо клиента на местном уровне. Мне, кстати, нравится работать с брендбуком, сразу отпадают многие ненужные вопросы. А вот если компания маленькая, то начинаются свои хотелки, свое видение, в таком ключе я не вижу смысла отговаривать клиента от желаемого, навязывать свое мнение и тем более ругаться. Конечно, мы предложим что-то стоящее, покажем свое участие, но если клиент откажется, настаивать не будем.
Журналист:
Это зависит от города? В крупных городах клиенты могут быть другие?
Сергей Риттер:
Да, зависит. Есть огромная разница между клиентами в Москве, в Новосибирске и в Барнауле. Мы уходим в сторону какой-то самобытности, и это плохо. Новосибирск ближе к столице, это даже по сервису видно, Барнаул уступает. Я объясняю это конкуренцией.

Иногда удивляет и отношение некоторых людей к нашему продукту, например, когда считают, что 1500 рублей дорого. Вывеска – это ваше лицо, это то, что приведет к вам клиентов. Люди экономят там, где это не нужно.
Журналист:
А в Барнауле конкуренция большая?
Сергей Риттер:
Четыре года назад я решил посмотреть количество рекламных компаний у нас в городе. Потратил несколько часов и выяснил, что больше 300. Но слово «реклама» объемное, всегда есть куда развиваться: интернет-реклама, промо, СМИ, СММ. Мы занимаемся производством, таких компаний полного цикла, как у нас, не много – пять или семь.
Журналист:
Вы делали проекты для многих крупных компаний. Что больше всего запомнилось? Какой работой особенно довольны?
Сергей Риттер:
Понравились некоторые госконтракты. Например, в ЗАТО Сибирский был хороший тендер, открытый, никем не перекупленный, нам поставили достойные сроки. Мы сделали новогодние украшения, подарили настроение городу, работа понравилась и нам, и заказчику.

Понравилось сотрудничать с Музеем шоколада, который недавно открылся на Пушкина. Денег мы там почти не заработали, зато поучаствовали в его открытии, а это здорово. Люди, которые им занимаются, проделали огромную работу. Еще были интересные федеральные заказы из Якутии, Владивостока, особенно запомнился заказ для больницы, которая находится под Красноярском. Стенды мы им доставляли самолетом, так как больше туда ничего не ходит – это было очень значимо.

И со многими местными компаниями нравится работать, особенно приятно, что они растут вместе с тобой, открывают новые офисы. Ты не только получаешь заказы, но и видишь, как фирмы развиваются.
Журналист:
Следите за кем-нибудь из коллег по цеху?
Сергей Риттер:
Нет, за конкурентами и коллегами я не слежу, времени нет. Я стараюсь смотреть зарубежные каналы на YouTube. Меня интересует прикладная часть: как сделано, из чего, какая подсветка, какая пленка и так далее. Это полезно мне для работы.

Вот, например, у нас в городе появились живые вывески – это динамика, которая создается ветром. Технология появилась еще шесть лет назад, а у нас в городе стала востребована всего 2 года как. Тогда я пытался предложить такую вывеску, но это не зашло, зато сейчас везде. Может, стоило быть настойчивее и сделать несколько вывесок в убыток, чтобы задать моду…
Журналист:
Как думаете, личный бренд вытеснит привычную нам рекламу?
Сергей Риттер:
Я думаю, что личный бренд рекламу не вытеснит, они будут развиваться вместе. Личный бренд – это очень круто. Приятно, что есть люди, которые развиваются в этой сфере, делают что-то полезное, учат чему-то, к ним обращаются за советами. У меня есть свой канал на YouTube, я увлекаюсь рыбалкой и снимаю об этом ролики для близких и друзей.

Что мне не нравится, так это суррогат, когда блогеры пытаются выехать на чем-то фриковом, чтобы набрать подписчиков и продать побольше рекламы, а настоящей ценности нет. Так же как и фильмы, в которых каждый кадр – это скрытая реклама.

У нашей компании тоже есть YouTube-канал, мы с квадрокоптера снимаем объекты, которые делаем. Клиентов это не прибавляет пока, зато можно увидеть все наши возможности.
Наши контакты
Адрес: 656062, г. Барнаул, ул. Максима Горького, 22а
Тел.: +7 (3852) 555-734
+7 (3852) 603-640
E-mail: sr_85@bk.ru

Режим работы:
Понедельник-пятница: 09:00–18:00
Суббота-воскресенье: выходной

Адрес: г. Барнаул, ул. Ленина, 51а
Тел.: +7 (3852) 555-764
E-mail: artcrownprint@mail.ru

Режим работы:
Понедельник-Суббота: 09:00–20:00
Воскресенье: 09:00–16:00

Сайт: artcrown.ru