Наследие Великого шелкового пути: подъемы и зигзаги перевала Чике-Таман. Фото

Для многих этот перевал является рубежом, после которого Республика Алтай предстает во всей красе, являя всю свою уникальность

Где находится перевал Чике-Таман? Чуйский тракт, 659 км – вот его "адрес". Подъем на перевал гораздо дольше, чем спуск, а его протяженность в целом составляет 11 км. Через перевал когда-то проходила одна из ветвей Великого шелкового пути, а сейчас здесь извивается серпантин Чуйского тракта.

Административно Чике-Таман относится к Онгудайскому району Республики Алтай. От республиканской столицы, Горно-Алтайска, до перевала – 230 км. В 310 км находится ближайший железнодорожный узел – город Бийск Алтайского края. Ближайшие населённые пункты, между которыми находится перевал, – алтайские горные сёла Хабаровка и Купчегень.

Высокогорная граница Северного и Южного Алтая: Семинский перевал в красках осени. Фото

Высота перевала над уровнем моря составляет 1894 метра, высота седловины – 1717 метров. Протяженность подъема на перевал с северной стороны равна девяти километрам, а спуск на южную сторону перевала составляет 11 километров

Территория перевала относится к особо охраняемым природным территориям России регионального значения. Высота над уровнем моря перевала Чике-Таман составляет 1295 м. Это некий рубеж, за которым начинаются "настоящие" горы, как считают опытные туристы.

Преодолев перевал, путешественник попадает в места, где гораздо меньше туристических баз, комфортабельных гостиниц и прочего налета цивилизации. Возможно, это менее удобно, но многие сходятся во мнении, что так прочувствовать горную местность и неповторимую атмосферу этих мест удастся гораздо полнее.

Примечательно, что хоть это и не самый высокий перевал на Алтае, но воспринимается он туристами именно так, поскольку здесь очень много обрывов и осыпей. Часто сравнивают именно перевалы Семинский и Чике-Таман как самые известные в этом регионе. К слову, первый – намного выше (1894 метра).

К Чике-Таману ведет круто изгибающийся, зигзагообразный серпантин, буквально вырубленный в скалах. Рельеф Теректинского хребта сложен, и в давние времена переход через перевал был крайне опасен. Сейчас благодаря качественному дорожному покрытию, освещению и ограждениям дорогу можно считать безопасной (конечно, при соблюдении правил и осторожном вождении). Впрочем, путешествие по горному серпантину – это всегда аттракцион, который дарит массу эмоций. С одной стороны – практически вертикальные скалы, а с другой – обрыв.

Многих туристов перевал привлекает не только панорамными видами, но и своей историей. Если взглянуть вниз – можно увидеть старый Чуйский тракт. Но еще до того, как он был проложен, по горным тропам через Чике-Таман шли купеческие караваны с ценными грузами, проходили войска. Археологи обнаружили здесь следы древней дороги, по которой пробирались путники и караванщики в X-XII веках.

Перевал интересен своей формой. Он представляет собой небольшой плоский уступ, выдающийся в сторону от дороги и горной стены. Благодаря этой естественной площадке, которая сейчас превратилась в смотровую, с перевала удобно любоваться ландшафтами Центрального Алтая.

Смотровая площадка на перевале Чике-Таман находится в самой верхней его точке. Перевал соединяет Большую и Малую Ильгумень, вернее, живописные долины этих рек. Виды с перевала Чике-Таман завораживают. Путешественники любуются Теректинским хребтом – пики высот этого горного образования доходят до 2,6 км. Виднеются широкие, поросшие травой долины, лесистые области, огромные камни, которые с такого расстояния смотрятся словно рассыпавшийся бисер.

Крутизна подъёмов и спусков на этой тропе была такой, что, по легенде, путник мог увидеть подошвы человека, карабкающегося впереди. Говорят, отсюда и название перевала – Прямая подошва. Именно так переводятся с алтайского языка два слова – "чике" и "таман".

Впрочем, есть и другая версия, объясняющая название. Есть мнение, что плоский уступ, где сейчас находится смотровая площадка, напоминал людям след великана. Критики с этой версией не согласны: в древности дорога проходила значительно ниже.

Третья версия – самая прозаичная. Согласно этой гипотезе, изначально название перевала звучало как Чике-Даван. Слово "даван" – монгольского происхождения и означает просто перевал. То есть Чике-Даван – это "прямой перевал", прямой путь через горы.

Историки считают путь через перевал памятником дорожного строительства нескольких эпох. "Цивилизованную" дорогу через перевал построили только к 1903 году. Двигаться через горы стало намного удобнее и безопаснее, но вскоре возникла новая проблема. Наступила эпоха автотранспортного сообщения, однако дореволюционная дорога через Чике-Таман не подходила для автомобилей. Она все равно была слишком крутой и узкой.

Выше облаков: как выглядит неповторимый Горный Алтай из иллюминатора вертолета. Фото

Многие привыкли смотреть на величественные горы Алтая снизу вверх, а мы показываем, как выглядит природное великолепие региона с высоты полета на вертолете

Решено было провести реконструкцию, что и было сделано в 1924–1925 годах. Через Чике-Таман начали ездить машины, но 47 зигзагов и крутизна пути делали такие поездки очень рискованными.

В 1926–1927 годах, после инженерных изысканий, по хребту проложили новую трассу. Спроектировал ее Вячеслав Шишков – не только известный писатель, создавший сагу "Угрюм-река", но и талантливый инженер. Впрочем, вряд ли бы этот вариант понравился современному автомобилисту: покрытие из щебенки, трасса однополосная... Чтобы на горной автодороге могли разъехаться две машины, пришлось устраивать специальные "карманы" для разъезда. Сохранились черно-белые фотографии Чике-Тамана: кажется, что автомобили едва умещаются на узкой полосе и колёса вот-вот соскользнут с края. Современная двухполосная автотрасса через Чике-Таман была проложена только в 1984 году.

Чике-Таман — это еще и комплексный ландшафтно-биологический памятник природы. В этом районе можно встретить редкие, реликтовые и краснокнижные виды флоры и фауны.

Алтайские горы здесь поросли лиственничными лесами. Среди лиственниц иногда можно увидеть сосны и березы. Значительная часть территории – травянистый ярус с папоротниками, мхами, горными травами и цветами – маральником, алтайскими тюльпанами, иван-чаем. Там снуют длиннохвостые суслики, полевки, ящерицы и забавные родственники зайцев – пищухи алтайские. Иногда над перевалом можно увидеть коршуна, заметить пустельгу – хищницу из семейства соколиных. Мелькает жёлтое оперение овсянок, маскируются среди камней черно-белые каменки, дрозды.

1894 метра над уровнем моря: как выглядит самый известный перевал Горного Алтая. Фото

В свое время это место было очень труднодоступным, однако сейчас перевал является одним из самых простых на территории Республики Алтай

Новости партнеров
Новости партнеров

Лента новостей