Задержка посевной не должна снизить валовой сбор, считают алтайские аграрии. Но большой урожай и затоваренность складов прошлогодним зерном могут негативно сказаться на ценах
Хозяйства региона начали убирать озимые и зернобобовые культуры, сообщает краевой минсельхоз. Виды на урожай у собеседников "Толка" пока позитивные, несмотря на то что посевная в этом году началась позже из-за дождей. Однако эксперты не исключают, что рынок окажется перегретым, что приведет к снижению цен при растущих затратах. Осложняет ситуацию и запрет на ввоз пшеницы нашему ближайшему соседу – в Казахстан. Большие надежды аграрии связывают с Китаем.
Ростки пробивали "бетон"
Осадки задержали посевную в Алтайском крае на 2-3 недели, констатируют эксперты. Почва местами оказалась перенасыщена влагой даже в типично засушливой степной зоне.
"Если 150 мм осадков за вегетацию – это для нас неплохо, статистически нормально, то в этом году – уже за 500 мм. В этом же году была особенность "запечатывания", только не влаги, а "бетона". Там, где идет активная обработка дисковыми или любыми другими орудиями, которые создают мелкодисперсную структуру почвы – это как цемент плюс вода, получается "бетон". Многие предприятия с этой проблемой столкнулись и зачастую даже не смогли пройти подкормщиками", – рассказывает председатель краевого Союза фермеров, аграрий из Михайловского района Никита Кожанов.
Влажность привела к тому, что в рост пошли не только сельхозкультуры, но и сорняки. Собеседники "Толка" полагают, что урожай этого года может оказаться на уровне прошлого или даже больше.
"При такой влажности, температуре очень много болезней, "ржавчины", сора. Я проехал пол Алтайского края, виды на урожай радуют. Но по качеству… Те хозяйства, которые хорошо поработали с удобрениями, защитой растений, его получат. У них урожай должен быть достойным. Думаю, отметку в 6 млн тонн точно перевалим по зерновым. Масленичка: семечка, лен, рапс – тоже хорошо выглядит", – делится глава КФХ из Косихинского района Анатолий Иванов.
"Оценивать сезон можно, когда уже зерно в амбаре. А до этого нужно дожить – провести серьезную работу и чтобы погодные условия не помешали. Но видовая урожайность, конечно, неплохая. Я уже проехал практически весь край – поля чистенькие, колос наливается", – добавляет исполнительный директор Союза фермеров Александр Вайс.
Неурожай лучше урожая
О финансовых ожиданиях от сезона-2024 аграрии пока рассуждают осторожно, так как приходится считаться с многими факторами. Один из них – затоваренность складов.
"Большой урожай – это хорошо, когда есть куда его девать. Находись мы где-нибудь в припортовых территориях Краснодара или Новороссийска, у нас бы проблем не было. Но мы находимся в центре Сибири с большими остатками от предыдущих урожаев. У нас порядка 17 млн тонн по России избыток на данный момент по зерновым. Это довольно большой объем. Если будет увеличение урожая к предыдущему году, мы столкнемся с проблемой низких цен. А для сельхозпроизводителя при росте себестоимости культивирования падение цены – это ножницы, которые могут отсечь ту рентабельность, на которую мы рассчитываем и которая нам могла бы помочь развиваться", – свидетельствует Никита Кожанов.
"Где-то видел хорошую картинку: булка хлеба разрезана на несколько частей и подписано, какие куски у кого. У фермера – корочка миллиметровая. А самый жирный кусок – у магазина", – шутит глава КФХ из Алейского района Денис Андреев.
Андреев продолжает: ставка сейчас делается на подсолнечник, лен, сою, чечевицу и, конечно, рапс: цена на эти культуры, отмечает эксперт, более-менее стабильная, что помогает хозяйствам вкладываться в техперевооружение и повышать зарплату.
"Будем надеяться на хорошие цены. Ну, как гречиха может стоить 15-16 рублей за кг? Это на грани себестоимости. Мы всегда делали ставку на гречиху, продавали по хорошей цене. Она хорошо у нас растет, и главное – она хорошего качества. Минимум должна стоить 25 тыс. за тонну. На пшеницу, думаю, цена будет в пределах 13-14 рублей за кг. Она дороже и не будет. Ее себестоимость – в пределах 9 рублей/кг. Хорошая отдача будет от рапса. Рублей 40 должен рапс стоить", – дополняет Анатолий Иванов.
"В этом году, я думаю, больше всего финансовой отдачи будет от рапса. Его в мире в этом году недобор в связи с тем, что посеяли меньше. Думаю, те, кто его вырастит, будут на коне. От гречихи не стоит ждать высокой цены. Тем не менее мы ее в севообороте держим. Работаем на оздоровление почвы, поэтому стараемся в разные стороны не прыгать резко", – добавляет руководитель хозяйства "Лео" из Калманского района Денис Рифер.
Качество урожая – то, что наряду с количеством тоже напрямую влияет на ценообразование. А с внедрением ФГИС "Зерно" в 2022 году учитывается множество "чувствительных" параметров, отмечают аграрии.
"Сегодня уже даже не знаем, что нового могут выдумать. Появилось такое понятие, как число падения. Я до прошлого года о нем даже не знал. Говорят, не ниже 180 должно быть. А что это – число падения? Раньше смотрели по клейковине. Если ниже 21%, это уже 4-й класс. В прошлом году даже не смотрели на клейковину. Если малое число падения, то ниже цена", – говорит Денис Андреев.
Идем на восток
Рынки сбыта – еще один непростой вопрос: нынешний сезон проходит под знаком запрета на ввоз российской пшеницы в Казахстан. Ограничения были введены в апреле 2024 года на полгода и не распространялись на тех, кто поставлял зерно для птицеводческих и мукомольных предприятий ж/д транспортом. Однако, как стало известно, минсельхоз Казахстана подготовил новый приказ, согласно которому запрет продлевается до конца года, а вышеупомянутых исключений нет. Мера, как сообщается в пояснительной записке, принята для стабилизации внутренних цен и защиты рынка от серого экспорта.
В этих условиях алтайские крестьяне рассчитывают на другого восточного соседа.
"Мы сейчас активно смотрим в сторону Китая. Может, мы создадим какие-то взаимовыгодные объединения среди некрупных фермеров, чтобы сформировать достаточную партию, которая заинтересует наших импортеров", – поясняет Никита Кожанов.
"Мы, например, в прошлом году ячмень удачно продали китайцам, рапс, лен. Сейчас они гречихой интересуются. Они переходят на европейский тип питания, прекращают свой рис есть. Нас спасет Китай. Если будет нормальная логистика – миллиардное население, развивающаяся страна, они все съедят!" – добавляет Анатолий Иванов.
Ранее специалисты Россельхознадзора заявляли, что КНР стала абсолютным лидером по импорту растительной сельхозпродукции из Алтайского края, обойдя Казахстан и Киргизию. Также алтайские сельхозтоваропроизводители вышли на рынки Зимбабве и Гвинеи.