Аграрная отрасль показывает большой отток кадров, но их подготовка и в школах, и в профобразовании столкнулась с рядом проблем
Сегодня более половины выпускников девятых классов, а в Алтайском крае еще больше, уходят получать среднее образование. Это, с одной стороны, не дает полноценно формировать специализированные 10-11-е классы в школах – под запросы определенных отраслей, особенно на селе. А с другой, создает немалые проблемы для системы среднего профобразования (СПО), материальная база которой сильно отстает от запросов работодателей. Это актуально как минимум для аграрной сферы.
Об этом говорили 15 ноября на конференции, посвященной развитию сельских территорий в регионе и организованной Общественной палатой края.
Все ринулись в среднее образование
"50% выпускников девятых классов, по 2024 году даже уже больше, выбирают СПО", – рассказала Мария Горячко, директор научного центра изучения проблем сельских территорий Минсельхоза РФ. Ректор АГАУ Николай Колпаков привел цифры Алтайского края: в текущем году выпустилось около 10,3 тысячи 11-классников, а в девятых классах учились порядка 30 тысяч ребят. То есть около 70% учеников уходят в СПО.
Это объясняется большим количеством факторов, говорит Горячко, — от нежелания детей сдавать ЕГЭ, намерения побыстрее получить профессию и зарабатывать до роста популярности рабочих профессий и зарплат в них.
Но это, утверждает эксперт, создает много проблем и для системы образования, и для экономики в целом.
Во-первых, 10-11-е классы становятся малокомплектными, особенно в сельской местности. На фоне дефицита педагогов и "сжатости учебных программ" становится трудно создавать профильные агротехнические классы. "В итоге низкий балл ЕГЭ. И все это "протягивается" до системы высшего образования, которая не в состоянии подготовить нам высококвалифицированные кадры", – резюмировала Горячко.
Создание специализированных агротехнических классов – это в целом один из путей, с помощью которых государство и система образования хотят решать проблему подготовки кадров для сельского хозяйства. И их уже в стране около 2 тысяч.
Однако, рассказала Горячко, у них нет единого образовательного стандарта, они часто слабо оснащены, не имеют укомплектованного штата учителей. "В такой логике сделать интересное агрообразование невозможно", – говорит эксперт.
У АГАУ есть свой опыт создания агроклассов в сотрудничестве со школами. В этом году вуз подписал соглашения с пятью из них — в Павловском, Курьинском районах и в Барнауле.
Как рассказал Колпаков, университет работает в нескольких направлениях. Во-первых, заходит через родителей – руководители вуза, включая ректора, ездят на собрания. Во-вторых, договаривается с базовыми сельхозпроизводителями территории. Например, в Прутском Павловского района ГК "Доминант" (ей принадлежит Черемновский сахарный завод и ряд сельхозпредприятий) будет оснащать класс.
По словам Лопаткина, выяснилось, что некоторым директорам школ проблематично попасть на предприятия, чтобы наладить сотрудничество.
Мария Горячко рассказала, что формируемый сегодня нацпроект "Кадры в АПК" в том числе будет направлен на то, чтобы ввести в госстандарт общего и среднего образования агротехнические классы, а также обеспечить взаимодействие между школой и работодателем.
Социалка – ключевая тема
Другая проблема, рассказала эксперт, состоит в том, что существует большой технологический разрыв между оснащением системы СПО и работодателей, и он нарастает ежегодно. И это тоже тот вызов, который предстоит решить по нацпроекту. Но и сейчас вузы стараются двигаться в этом направлении.
АГАУ запустил программы СПО на базу вуза в 2022 году. В 2023-м университет вошел в программу "Профессионалитет" (позволяет учреждениям СПО за счет средств государства и инвесторов улучшить оснащение и подготовить кадры под конкретные запросы и отрасли).
Колпаков добавил, что университет также "старается обновлять материально-техническую базу" и сотрудничать с производителями.
Однако пока, несмотря на принимаемые меры, в стране "существенный отток молодежи из сельской местности", а отрасль за 2023 год получила большой отток кадров. И основная причина здесь, подчеркнули участники конференции, не только в образовании и даже не только в зарплатах, но прежде всего – в социальной обеспеченности сел.
Колпаков рассказал, что в вузе проводили опрос студентов о том, что они ждут от будущего работодателя. По его итогам стало ясно – им важно не только то, сколько они будут получать (хотя и тут пожелания начинаются от 50 тыс. рублей на старте), но и в каких условиях будут жить и доступ к каким услугам иметь.
"Социальное обустройство села – ключевая тема, она иногда стояла даже выше зарплаты в ответах", – отметил Колпаков.
"Молодежь сегодня приехала в город [из села], окунулась в эту жизнь – и не сильно хочет возвращаться. Если создадим мы условия в большинстве населенных пунктов, приближенные к городским, тогда и не будет оттока", – сказал вице-премьер алтайского правительства Александр Лукьянов.