Почему даже подскочившие зарплаты не "спасают" туркомплексы от дефицита сотрудников, чем переманивают сотрудников в отрасли и есть ли пути решения проблемы
Только в Алтайском крае до 2030 года в сфере туризма должно появиться 4 тысячи новых рабочих мест. В основном в новых комплексах – "Бирюзовой Катуни" и "Белокурихе Горной". Для Алтая, кадровые резервы которого уже сейчас находятся на пределе, в том числе после открытия комплекса Сбера "Манжерок", это архисложная задача. Участники рынка уверены: кадровый вопрос становится краеугольным для развития одной из основных и капиталоемких отраслей региона.
"С неба не свалятся"
Сразу несколько крупных инвесторов имеют большие планы на развитие туркомплексов на Алтае, в том числе четырех– и пятизвездочных. До 2030 года только в Алтайском крае ждут 50 млрд частных инвестиций и планируют построить почти 4 тыс. новых мест, рассказывал губернатор Виктор Томенко. Но даже существующие объекты и курорты уже сейчас испытывают трудности с набором персонала.
4 тысячи новых рабочих мест, которые заложены как цель по нацпроекту, – "это серьезный вызов", сказал на недавнем заседании комитета по туризму Госдумы в "Белокурихе Горной" Евгений Казанцев, начальник профильного управления края.
"Большие курорты построить можно. Работать там кто будет?" – говорил недавно в интервью "Толку" Сергей Меркулов, развивающий туркомплекс под Белокурихой. Он настаивал – хорошие туробъекты с высоким сервисом можно развивать только с качественными командами, а с этим сегодня беда.
Для качественного обслуживания тех же санаториев сотрудников нужно чуть меньше, чем гостей. "А где их найти? Они с неба не свалятся. Уже сейчас в Белокурихе самый большой вопрос – в людях. Работать абсолютно некому", – говорит Меркулов.
"Сегодня и в Москве можно увидеть баннеры с приглашением на работу, например, в ГЛК "Манжерок", – привел пример менеджер одного из строящихся сегодня на Алтае туробъектов. По данным страницы ГЛК на hh.ru на 3 июля, ему требовалось 323 человека – от официантов до руководителей отделов. И вакансии размещены не только в городах края, но и по регионам Сибири, в Питере, Москве, на Урале и т. д. По данным "Толка", даже собственно управляющих ГЛК за время его работы могло быть уже несколько.
И это при том, рассказывают участники рынка, что "Манжерок" предлагает конкурентные зарплаты, которые позволили ему стянуть к себе много кадров, причем лучших, в определенном смысле обескровив другие объекты.
Но, разумеется, крупнейший в регионе ГЛК не является единственным участником этой конкурентной борьбы. Руководитель одного из отелей под Белокурихой рассказала, что на рынке острая конкуренция за линейный, обслуживающий персонал – горничных, официантов, разнорабочих и т. д. По ее словам, некоторые горничные в той же Белокурихе уже по кругу обошли практически все санатории:
"Они работают, совершают какие-то мелкие нарушения или конфликтуют с работодателем, некоторые из них не всегда благополучные, увольняются, идут в другое место – и так по кругу. Их берут снова, потому что больше некого. И все они очень хорошо знают свои права – как писать заявления в прокуратуру, трудинспекцию".
Недавно она потеряла повара, который ушел работать в другой отель, причем при условии, что будет получать там зарплату даже не в сезон, когда загрузки нет. "А у нас вакансия на повара и так уже полгода висит, при том, что и зарплата у нас выше средней по Белокурихе, и доставка есть", – сокрушается спикер.
Персонал для ресторанов, расположенных в туристических территориях, – отдельная боль. Еще год назад управляющая белокурихинским рестораном "Пятое колесо" Галина Елфимова рассказывала:
"Еще полтора года назад я слышала, как хедлайнеры рынка в Москве жаловались, что у них поток соискателей снизился с 15 до 5 человек. У нас кандидатов в принципе – ищи-свищи. Нам надо перепрыгивать через себя, чтобы быть интересными для сотрудников".
Кроме того, туробъекты, как правило, удалены от больших городов, где много студентов, традиционно занимающих вакансии официантов, бариста и т. д. И если на лето они еще могут уехать подзаработать в Горный или ту же Белокуриху, то в учебный год даже заочников заманить сложно.
"У нас выпадает этот ресурс. И мы вынуждены создавать условия проживания, переезда к нам, вахтового режима работы", – говорила Елфимова.
Бешеный рынок капитала
Кадровая проблема, по словам Евгения Казанцева, – вызов не только для властей и бизнеса, но и для образовательной системы, которая готовит сотрудников. И вот тут важна системность с обеих сторон, а ее тоже не всегда достаточно.
"Про нас образовательные учреждения вспоминают чаще всего в последнюю очередь. Как будто достаточно пальцами щелкнуть – и кадры появятся. Причем сразу идеальные, работающие на уровне пятизвездочных стандартов, круглосуточно, как будто с пятилетним стажем, горничные – со знанием трех языков, и все это за 30-40 тысяч рублей. Вот так бизнесу надо. Но нет, это так не работает, – говорит Сергей Ездин, директор Алтайской академии гостеприимства. – Многие ли из них пришли в образовательную организацию? Сказали, что им нужно? Бизнесу уже сейчас нужно задумываться о том, кто у него будет работать через 3-5 лет".
По мнению Ездина, существующая ситуация с кадрами – не в последнюю очередь следствие "дурного рынка бешеного капитала, когда инвестор, покупая участок в туристической местности, сталкивается с тем, что образовательные учреждения, по его мнению, не справляются, а кадры не соответствуют запросам".
"А к чему это приводит? Помните, когда программистов не хватало, им каждый день, как на аукционе, зарплаты набрасывали: "Будешь 100 тысяч у меня получать! – А у меня 150 тысяч! – А у меня 200 тысяч!" И как все побежали в программисты. И все равно, что человек квадратный корень вычислить не может или катет от гипотенузы не отличает – он идет в программисты. Не получается научиться? Так это колледж или вуз плохой. Примерно то же самое начинается в туризме. Но беда в том, что такая гонка зарплат проблему не решит", – говорит Ездин.
Но на низкие зарплаты персонал не едет, констатируют участники рынка. Более того, работодателю нередко работник обходится даже дороже, чем сам размер выплачиваемой ему зарплаты.
"В премиальных комплексах могут нанимать официанта, например, на 30 тысяч рублей в месяц, но работодателю фактически он обходится в 50 тысяч, потому что питание и проживание для сотрудника бесплатно. Но если тех же официантов можно поселить в общежитии по четыре человека в комнате, то условно начальнику отдела нужны отдельные апартаменты или квартира", – говорит Сергей Никитин, руководитель отдела продаж строящегося комплекса апартаментов "Бирюзовая Катунь".
Действительно, обеспечение жильем – еще одна опция, которую приходится решать работодателям. Сергей Меркулов рассказывал, что в доме, который построила его компания в Белокурихе, все маленькие квартиры смели за две недели, в том числе санатории для размещения персонала, который приезжает из-за пределов города.
Эксперт по коммерческой недвижимости Олег Гильгенберг рассказывал "Толку", что в некоторых территориях Горного Алтая инвесторы готовы были приобретать турбазы для размещения на них персонала.
Большинство премиальных комплексов или уже имеют, или предусматривают сейчас на этапе строительства возведение на территории общежитий для сотрудников.
Поедут на "второй Куршавель"
Нужно работать системно, заранее думая о том, где и как подготовить нужных сотрудников, говорит Сергей Ездин.
Вариантом может стать вхождение в ту же программу "Профессионалитет", о которой сейчас много говорят. Суть ее в том, что предприятия-партнеры при поддержке государства софинансируют образовательные программы, участвуют в их разработке и готовят специалистов сразу под себя.
"Я считаю, что бизнесу и образовательным учреждениям нужно работать вместе. В том числе совместно организовывать центры профессиональной подготовки. Мы, например, давно так сотрудничаем с компанией "Курорт Белокуриха". А такие крупные игроки есть и в "Белокурихе Горной", и на "Бирюзовой Катуни", и на других территориях Алтая".
По данным "Толка", ГЛК "Манжерок", например, зашел в "Профессионалитет" с горно-алтайским ссузом, а "Курорт Белокуриха" – с Бийским промышленно-технологическим колледжем.
Евгений Казанцев называл и другие направления работы, которые помогли бы решать проблему: господдержка бизнеса в сфере подготовки кадров, вовлечение в отрасль кадров 50+ с возможностью их профподготовки, увеличение числа целевиков, создание центров компетенций, курсов для получения практических навыков.
Сергей Никитин предполагает, что на руку сыграет время и само по себе развитие туризма на Алтае:
"С развитием инфраструктуры, с появлением новых объектов – отелей, магазинов, подъемников – само место становится более притягательным, для рабочей силы в том числе. Некоторое время еще нужно будет объяснять, что это за Алтай, куда приглашают работать. Но в какой-то момент человек из условного Калининграда скажет: "Да, я знаю, где это, я понимаю, сколько там платят и что это второй Куршавель". Думаю, со временем проблема кадрового голода придет в плоскость менее критичную, то есть будут найдены механизмы поиска людей".
Сергей Ездин добавляет, что для молодежи привлекательными могут стать и нефинансовые "плюшки":
"Пока не все наши выпускники идут после окончания академии работать по специальности. Потому что конкуренция за кадры идет не только внутри отрасли туризма, но и с другими сферами. Многие наши выпускники уходят в коммерцию, в торговлю. Тут важно понимать, что "перекупать" молодых ребят можно не только деньгами, но и условиями, для них это важно. Какой коллектив, есть ли возможность обучаться, заниматься спортом, проводятся ли корпоративные мероприятия и так далее. Но я повторю, что прежде всего у любого бизнеса должна быть четкая стратегия развития".