Гид по закулисью гидов. Кто, как и сколько зарабатывает на туристах в Горном Алтае

Туризм, 7:54, 19.02.2025
Чемальский тракт
Чемальский тракт Фото: Андрей Сороко/"Толк"

Туристическая отрасль Республики Алтай взяла курс на перезагрузку. Рассказываем, как это может отразиться на гидах, эксурсоводах и проводниках

Говорим Алтай – подразумеваем туризм. Такая смысловая связка бытует давно и в последнее время стала особенно прочной. Закрытие границ сначала из-за ковида, а затем из-за внешнеполитических событий устроило в Горном Алтае настоящий бум, скачок в развитии туризма, и кажется, что назад уже пути нет. Курс – только вперед.

Новая реальность

Еще лет 15 назад жители Горного Алтая и гости региона отмечали, что массовому туристу вполне хватает "пляжного" отдыха (с которым в Республике Алтай вообще-то напряженка, и не столько из-за нехватки теплых водоемов, сколько из-за резко меняющейся погоды), и самыми популярными местами были озеро Ая в соседнем Алтайском крае или Чемал.

Турналог вводится в Республике Алтай: как это будет работать и что даст региону

Власти республики уверены, что введение туристического налога даст дополнительный импульс к развитию муниципальных образований

Но ситуация изменилась — теперь, во-первых, турист едет вглубь региона, в сторону Улаганского, Усть-Коксинского, Кош-Агачского районов, а во-вторых, сейчас гость, который приезжает на Алтай, – это человек, желающий не только увидеть красивые места, но и услышать интересные истории.

Чтобы это было не банально, не какие-то данные из интернета, непроверенные и зачастую противоречивые. Сейчас турист ищет хорошую, грамотную подачу информации. Так считает и Ирина Савченко, директор Ассоциации гидов-инструкторов и экскурсоводов Республики Алтай, много лет работающая в сфере туризма и снискавшая репутацию одного из самых крупных специалистов в этой области.

"Сопровождение – обязательное условие многих туроператоров, которые организуют маршруты на Алтай, и им, конечно, нужно, чтобы это было хорошее сопровождение. В последние годы мы наблюдаем очень много вовлеченных в экскурсионную сферу людей, но в связи с принятием поправок в закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" введена обязательная аттестация для экскурсоводов, проводников, гидов-переводчиков. Теперь экскурсоводами могут стать только жители России, при этом раз в пять лет нужно проходить аттестацию – экзамен со сдачей теории и практики. Принимает его комиссия. Я в том числе являюсь ее членом. Это специалисты из Управления по развитию туризма, приглашенные специалисты из разных учреждений, например из Национального музея. Сдав экзамен, человек получает аттестацию, которая в течение пяти лет дает ему право заниматься экскурсионной практикой на территории Республики Алтай. Гиду присваивается реестровый номер, и в едином федеральном реестре экскурсоводов он и его клиенты могут его найти", – говорит Ирина Савченко.

Кстати, по данным ТГ-канала "Туризм в России", с 1 марта аттестация для экскурсоводов станет обязательной. Пройти аттестацию будут обязаны не только экскурсоводы – новое требование касается также гидов-переводчиков и проводников-инструкторов. Работа без аттестации будет считаться нелегальной. Соответствующие изменения будут внесены в КоАП – экскурсоводам и гидам, не прошедшим аттестацию, будет грозить штраф от 7 до 200 тыс. рублей.

Курс на перезагрузку

К слову, рост турпотока в Республику Алтай совсем недавно обсудил с заместителем председателя правительства России Дмитрием Чернышенко и глава Республики Алтай Андрей Турчак. Руководитель региона рассказал, что в прошлом году республику посетили 2,77 млн туристов с увеличением на 5% к показателям 2023-го.

Перезагрузить отрасль: Андрей Турчак и Дмитрий Чернышенко обсудили будущее туризма на Алтае

По словам главы региона, перезагрузка отрасли необходима, чтобы туризм стал полноценным участником социально-экономического развития и приносил реальные доходы республике

"Несмотря на стабильно растущие цифры, эту сферу будем перезагружать. В Республике Алтай высокая доля теневого сегмента туризма и дефицит квалифицированных кадров. В легализации турбизнеса нам помогут земельная амнистия и введение турналога. Так мы сможем увеличить число зарегистрированных средств размещения и поступление налогов в бюджет. За счет федеральных средств индивидуальной программы развития улучшим инфраструктуру. Среди основных задач – развитие придорожного сервиса, которого сегодня в республике либо нет, либо он не отвечает современным требованиям", – подчеркнул Турчак.

Кадры – больная тема во многих отраслях, и туризм не исключение, добавил глава региона, публично взяв курс на развитие системы профессионального образования в этой сфере. Здесь, считает руководитель республики, большую роль играет проект Минпросвещения "Профессионалитет", в котором регион планирует расширить свое участие.

Перезагрузка отрасли необходима, чтобы туризм стал полноценным участником социально-экономического развития и приносил реальные доходы Республике Алтай.

Любой каприз за ваши деньги?

А что думают о переменах в отрасли те, кто непосредственно работает с туристами? Мы поговорили с несколькими гидами из Республики Алтай, и вот что они рассказали.

"Вообще, конечно, увеличение турпотока очень чувствуется. Сейчас я работаю как частный гид и вижу, что количество коллег увеличилось в разы по сравнению даже с недавним 2020 годом. Сейчас услуги частных гидов, кажется, более востребованы, чем услуги турагентств. Многие коллеги пользуются сайтами-агрегаторами, ведут свои страницы в соцсетях, и в целом нанять частного гида обойдется процентов на 30 дешевле. Ну и не стоит забывать, что у нас каждый таксист – готовый гид. Встречая туристов в аэропорту, таксисты часто предлагают: мол, поехали, я вам такие места покажу заповедные... Гиды одно время обижались на подобное — ну ерунды наговорит этот таксист, позор один перед гостями, а потом стало понятно, что у них будет спрос и будут довольные клиенты, потому что примерно половине из них не нужны ни познавательный, ни какой-то там еще туризм, они правда хотят послушать легенды, которые придуманы в 70-х годах прошлого века именно для развития туризма тех лет. Живой пример: у меня недавно были туристы – мама и дочь, и они попали ко мне в "окошко" на Чемал, и они всю дорогу требовали от меня сказок и легенд. И даже когда я им призналась, что половину придумала на ходу, они сказали – ну и ладно, красиво же", – делится своими наблюдениями гид Наталья.

Let’s do it: голландец об Алтае, встрече с медведем, окрошке и достоинствах Буханки

О том, что заставило голландца переехать в Горный Алтай, чем хорош "УАЗ", на что похожи заросли дикой мальвы и где встретить заспанного и недоумевающего медведя из Красной книги

А к финансовой стороне вопроса с конкретными цифрами обратился другой наш собеседник, работающий в туристическом секторе, Николай. "День на автомобиле легковом у гида-водителя стоит примерно 15 тысяч, но прямо все время получать такие деньги не получается, и мы снижаем, демпингуем, так сказать, потому что конкуренция большая и в межсезонье. Прямо вот за 15 — ну, это я могу в Акташ, например, свозить, то есть далеко куда-то, а в тот же Чемал, конечно, дешевле – 12 тысяч примерно", – отмечает он.

По словам собеседника, периодически он встречает в профессиональных сообществах возмущения – мол, только не уважающие себя гиды берут всего 15 тысяч за день, что вы делаете.

"Но я понимаю, что, если работаешь от турфирмы – ну как она это окупит? Или когда, например, приехали "свои" туристы, которые уже были у меня на экскурсиях, – ну как я им поставлю высокую цену, если я знаю, что для них это запредельные суммы и они всего раз в год могут позволить себе такой отпуск и Алтай? У меня есть "постоянные клиенты", в этом году они приедут уже в четвертый раз. Это люди, которые "подсаживаются" на Алтай, на горы, а еще на твое видение Алтая. Это здорово, я считаю. Такие туристы согласны с тобой попить чая на берегу Катуни или пофотоохотиться за зверьками и птицами, и ты с ними общаешься как с друзьями... Могу сказать, что в основном вот так сплачивает "пешка", пешие походы и экскурсии", – добавляет Николай.

У аттестованных гидов, которые работают с большими группами на автобусах и от турфирм, день стоит от 5 до 7,5 тысячи рублей, также рассказал собеседник.

"Серая" зона

Кстати, что касается вопроса аттестации. "Далеко не все гиды у нас аттестованы. Всего таких у нас порядка 200 человек. Я сдавала экзамен в 2023 году и не могу сказать, что это как-то сложно, хотя от многих слышала, что "там валят". Мне показалось, что и вопросы, и комиссия были адекватными и атмосфера была вполне доброжелательная. Я так понимаю, что вообще аттестацию ввели для того, чтобы исключить из дела таксистов, чтобы что попало не несли, и чтобы вывести нас из серой зоны в официальное русло. Я считаю, это правильно", – говорит гид Инна.

Надо также отметить, что сегодня в Горном Алтае туристическая сфера по ряду направлений находится, как говорится, "в тени". И речь не только о "серых" туробъектах, которые призвана вывести на свет земельная амнистия.

Земельная амнистия в Республике Алтай: кто должен легализоваться и как это сделать

С 10 января 2025 года в Республике Алтай стартует практическое воплощение земельной амнистии, в рамках которой владельцы незаконных туристических объектов смогут их легализовать

"Немаловажный факт – мы сейчас почти все в серой зоне. У кого-то есть ИП или самозанятость, но самозанятость, например, не разрешает заниматься организацией туризма, поэтому кто-то это делает на свой страх и риск, кто-то работает типа субподрядом через турфирмы. То есть вроде ты аттестованный гид, имеешь право трудиться в своей сфере, но или открывай свою турфирму, или работай через другую турфирму. Однодневную экскурсию я имею право водить, а все, что больше одного дня, – это тур, а тур – это уже через ООО. Нам обещали проверки полиции, но как, опять же, это все будет выглядеть? Вот я на своей машине вожу троих человек, к примеру. Они, конечно же, скажут, что они мои друзья и я их просто повез на красоты любоваться. Но в любом случае процесс приведения турсферы к порядку начат, будем наблюдать, как он будет проходить и к чему все придет", – рассказывает действующий гид Ольга.

В заключение следует напомнить, что лето, как говорится, не за горами, оно – в горах. Его ждут и туристы, и гиды. В прошлом году стало известно, что в аэропорту Горно-Алтайска приступили к проектированию нового аэровокзального комплекса, окончание работ по проектированию планируется не позднее января 2026 года. Ввод в эксплуатацию нового терминала и завершение реконструкции аэродромной инфраструктуры запланированы на 2027 год. Обновленный аэропорт сможет обслуживать до 1,5 млн пассажиров в год. А значит, гидам работы точно прибавится.

Инна Жулаева для "Толка"

Период подачи заявлений на земельную амнистию могут продлить в Республике Алтай

К настоящему времени подано уже порядка 600 заявлений на участие в амнистии. Правительство планирует рассмотреть возможность продления срока, чтобы могли успеть все желающие