В Алтайском крае, как и по всей Сибири, опоры линий электропередачи часто опутаны "сетью" оптоволоконных кабелей. Часто операторы связи без согласования вешают свое оборудование на энергообъекты
Помимо незаконности таких действий и проблем у энергетиков, есть неприятные нюансы и для простых жителей. Несанкционированные действия на сетях могут привести к авариям и отключению электричества. А когда ведется ремонт сетей — к отключению интернета у клиентов таких нерадивых операторов.
Как пояснил директор по информационным технологиям "Россети Сибирь" Олег Швецов, операторы не заинтересованы в согласовании размещения ВОЛС (волоконно-оптических линий связи), им нужно как можно скорее провести кабели и подключить клиентов:
"Им все равно на нашу надежность, им все равно на наши какие-то там проблемы. Поэтому они нанимают, как правило, подрядные организации по строительству этих ВОЛСов. Те, в свою очередь, по регионам набирают субподрядчиков. И вот эта цепочка, она обширная, и есть подозрение, что сильно не контролируется телекомами. Соответственно, там, внизу, в полях на наших линиях начинают нелегально это все подвешивать в надежде, что они потом это легализуют. И в связи с этим вот этот разрыв, желание быстрее получить прибыль и нежелание учитывать надежность и все остальное, рождает незаконный подвес даже и среди крупных операторов".
Тратить время на легализацию ВОЛС такому оператору невыгодно, ведь в этом бизнесе время — деньги. Штрафы за незаконный подвес оборудования копеечные, для компании с многомиллионной прибылью они незаметны. Такая компания просто подвешивает ВОЛС и надеется, что они протянут как можно дольше. Просто так отключить их энергетики не имеют права. Законных методов для решения проблемы не так много — контролирующие органы и суд. Но оба этих метода оказываются недостаточно эффективными.
– Мы можем пойти в прокуратуру. И такая практика есть. Прокуратура выставляет штраф оператору, небольшой — несколько тысяч рублей и, естественно, предписание урегулировать нарушения. Доходы крупных операторов измеряются миллиардами, поэтому заплатить несколько тысяч и продолжать висеть незаконно — не проблема, — отметил Швецов. — А так как потребителями являются и предприятия, и граждане, и военные, и различные другие компетентные органы, мы не можем просто так взять и отрезать этот кабель, потому что рискуем парализовать работу некоторых предприятий и других важных объектов. Если просто возьмем и отрежем кабель, это вандализм. Поэтому мы идем по законному пути и добиваемся судебного решения. Но даже когда заканчивается официальная процедура, мы должны, по сути, понудить к заключению договора и оплате. Но часто предприятие просто берет и перерегистрируется: например, было ООО „Сибирский Медведь“, а теперь ООО „СМ“, и все — надо начинать новую судебную процедуру, которая опять может продлиться годы", – продолжает Олег Швецов.
По мнению энергетиков, мелкие провайдеры доставляют не меньше проблем, чем крупные. Их сети небольшие, зато самих провайдеров очень много. К примеру, и в Алтайском крае, и в Горном Алтае построено немало баз отдыха, и всем нужен интернет. Так что мелкие провайдеры вешают по несколько ВОЛС в день, не оставляя никаких маркировок. Чтобы обследовать все линии каждый день, не хватит персонала — это тысячи километров ЛЭП. А если попытаться ежедневно чистить опоры от незаконных кабелей, то сил не хватит ни на ремонт, ни на обслуживание собственного оборудования, а это основная задача энергетиков.
По данным филиала "Россети Сибирь" – "Алтайэнерго", в Алтайском крае более 5000 опор заняты нелегально подвешенным ВОЛС. И каждый такой случай может потенциально привести к аварии.
– Если посмотреть фотографии актов выявления бездоговорного потребления, они выглядят следующим образом: перечень объектов, на которых подвешен кабель, — это опоры, номера опор и фотографии, как они подвешены. Зачастую кабель подвешивается накручиванием какой-то проволоки, которая при ветровой нагрузке в несколько этапов просто ломается (в отличие от заводского крепежа, который стандартизован, аттестован и надежен) — кабель начинает провисать. В итоге его рвет проходящий автотранспорт либо оптоволоконный кабель сильно провисает. При порывах ветра происходит перехлест через провода электроснабжения и, как следствие, возникает авария на сети. И, соответственно, прекращается электроснабжение поселков, объектов и так далее. Я не говорю про то, что нормативы, которые в энергетике приняты по подвесу ВОЛС, и правила производства работ тоже нарушаются. Соответственно, это создает еще и угрозу для наших сотрудников, когда они проводят ремонты и обслуживание электрической сети, – поясняет Олег Швецов.
Стоит отметить, что законное размещение оборудования на опорах и стоимость аренды ЛЭП для провайдеров вряд ли будут ощутимы. Чаще всего операторы подключают ВОЛС к распределительной сети, которая идет по улицам деревень и поселков, ставка по которой 80 рублей за опору в месяц. Если кабель тянется на 200-300 метров, то совокупная стоимость аренды будет сопоставима с суммой, которую платит всего один абонент за интернет в месяц.
"Есть важное преимущество легализации, если говорить о работе телекома вдолгую. В распределительной сети часто идут небольшие реконструкции: замена опор или провода, перенос линии на несколько метров из-за ремонта дороги или застройки территории. Наш персонал всегда пользуется легальной базой всех договоров, что и где подвешено, кому это принадлежит. Соответственно, если информации нет, то практически невозможно предупредить провайдера о работах. Зачастую это не позволяет провести ремонт без прекращения работы оптоволоконной линии — самый простой и частый случай, длины кабеля не хватает на перенос. Соответственно, кабель приходится убирать и хранить в надежде, что объявится собственник и заберет его обратно. Но у конечного потребителя услуг провайдера итог может быть лишь один — пропадет соединение", — подвел итог Олег Швецов.
Ну а пока с такими операторами приходится судиться и принуждать их либо к демонтажу оборудования, либо к заключению договора аренды.