День Победы в Алтайском крае обещают отпраздновать масштабно и торжественно. Но практически все мероприятия пройдут без главных виновников праздника
Живых свидетелей Великой Отечественной в Алтайском крае остались единицы. В регионе непосредственных участников войны проживает 249 человек. И есть среди них уникальная радистка. Она была ранена, побывала в трех концлагерях и не просто вернулась домой, а пережила даже многих потомков, сохранив прекрасную память и ясный ум до весьма почтенного возраста. Ветерану ВОВ Надежде Мордовцевой в августе исполнится 103 года.
Уроженка Косихинского района 19-летняя Надя ушла на фронт в 1941 году. В Ташкенте окончила курсы военных радистов. И в группе из 20 девушек-связистов попала на Волховский фронт, во 2-ю Ударную армию, которой позже командовал небезызвестный генерал Власов. Он оказался предателем, и военнослужащие попали в окружение.
После окружения, месяца скитаний по болотам, ранения и контузии Надежда попала в плен. Майданек, Равенсбрюк и Бухенвальд – узницей трех лагерей успела побывать наша землячка.
Всех ужасов, говорит, не перечесть, но один врезался в память настолько, что каждую ночь снился почти 30 лет: как младенцев отнимали у матерей, последние не просто рыдали, а выли и сходили с ума, но фашисты оставались хладнокровными.
Весной 1945-го Надежду вместе с другими пленными освободили советские войска. Домой она вернулась уже ближе к Новому году. Помнит, как от счастья плакали мама и больной отец. Родителей уже давно нет, но сама Надежда Георгиевна в свои 102 года проводит уроки мужества в школах.
Ветеран Великой Отечественной окружена и почестями, и заботой близких – есть дочь, внучка и два правнука. О себе говорит: "Я еще поживу! Не поддающейся смерти меня сделала война".
То, что происходит с Россией сегодня, Надежду Георгиевну беспокоит. Но она верит – Родина не подведет:
"Любовь и мужество в бою, теряли мы родных, друзей. Но не теряли веру в Родину свою… И мы победили. И сейчас НАТО, Евросоюзу нужно понять, что с Россией воевать нельзя, она непобедима".