В краевой столице некоторые частные дома находятся в плачевном состоянии. В "Толке" разобрались, сложно ли попасть в список на расселение? И есть ли желающие там оказаться?
За прошедший год 12 частных домов Барнаула признали аварийными. Это важный процесс, ведь, такое жильё, как и многоэтажки, имеют свойство обрушаться. Летом это уже привело к нескольким жертвам.
Елена Посысаева больше 20 лет живет на Тюленина, 20 в доме на двух хозяев. Сосед на свою часть крыши давно укрепил и сделал ремонт. А у женщины – маленькая пенсия, которая уходит на здоровье: ходит она с трудом.
"Сын по командировкам ездит, так он себя лучше чувствует, когда уезжает из дома. Приезжает, начинает задыхаться, он астматик. И я, естественно, потихоньку болею", – пожаловалась она.
Женщина два года пишет письма в мэрию с просьбой о помощи, чтобы власти помогли в ремонтом или выделили деньги.
"Если стена, которая начала уже наклоняться, обрушится, то перекроет и выход и вход. Не дай бог, там дети пробегать в этот момент будут. Я несу прямую угрозу соседям", – отметила хозяйка дома Елена Посысаева.
Масштаб трагедий, связанных с ветхостью частных домов, растет. В июле этого года потолок почти в столетнем строении обрушился на пенсионерку с внуком. После ЧС соседям выплатили компенсацию – 150 тысяч рублей. Сейчас люди пытаются забыть о случившемся и отстроить новый дом.
"Когда покупали, там просто гипсокартоном все обшили внутри. Когда сняли, ужаснулись, там вообще что-то с чем-то было. Мы начали перестраивать, если бы не трагедия, мы бы в этом году и не тронули дом, потому что если там что-то тронуть, он сыпется и валится", – рассказала жительница дома по улице Гвардейская, 53 Евгения Киреева.
Тем временем, в городе есть множество частных домов, проживание в которых уже опасно: ветхие стены и хрупкая крыша, а ведь внутри кипит жизнь. Горожане, которые живут в нагорной части на берегах Оби, рискуют ещё сильнее – на месте старых обвалов уже стоят руины.
"Начиная с Гвардейской еще нормальная зона, а там уже оползневая, люди просто уезжают, дома бросают", – объяснила жительница Барнаула Ирина Костина.
Тем временем 12 частных домов Барнаула за год признали аварийными. Журналисты запросили в администрации критерии, по которым дом может стать непригодным для жилья. Причин оказалось не так уж и мало, например, доказанные вибрации, излучения или зараженность почвы, техногенные аварии, расположение на земле, прилегающей к линии электропередач переменного тока, в зоне оползней или селевых потоков.
Причин для признания дома аварийным уже меньше: изменение окружающей среды или физический износ, в результате эксплуатации или ЧС. По словам строительно-технического эксперта, 65 % износа дома – уже причина признать его ветхим, 80% – аварийным. Ему также показали видео квартиры Елены.
"Здесь уже состояние аварийное. Помимо дырок есть гнилостные образования на потолке, соответственно, этот потолок может в любое время рухнуть", – заявил эксперт по оценке жилья Александр Киприк.
На свое обращение женщина получила ответ от руки, без печати и подписи. В нем власти рекомендуют нанять эксперта для оценки жилья, чтобы признать его аварийным. Нам подтвердили, что подобное заключение в городскую комиссию предоставляет сам собственник. Но услуга такого специалиста стоит больше 35 тысяч рублей. Найдет ли Елена Посысаева такие деньги?