После продолжительного застоя и развала Советского союза, в 2020 году завод вошел во всероссийский ограночный комплекс и продолжает развиваться
На барнаульском заводе "Кристалл" впервые за много лет наращивают мощности и расширяют штат. Предприятие с 50-летней историей, которое выживало в нулевые, с 2016 года начало расти, а в 2020 году завод стал подразделением смоленского "Кристалла".
На экране высвечивается желтое пятно – это дефект в алмазе: трещинка или графит. С рентгена камня и рождается бриллиант. Разметчики решают, сколько бриллиантов можно выковать из этого кусочка, "срезав" дефекты.
"Объединение дало огромный толчок в плане развития технологий и в плане поступления нового оборудования", – рассказал руководитель барнаульского филиала завода "Кристалл" Александр Роут.
Комплексы для контроля параметров и компьютерной разметки… За этот год здесь обработали 16 тысяч карат. По сравнению с советским периодом это небольшой объем: тогда только огранщиков на предприятии работало около тысячи, а сейчас всего 134 сотрудника.
Однако в ближайшее время штат планируют увеличить вдвое – рынок требует больше бриллиантов. Теперь алмазы режут современные аппараты – всего 10 камней за раз. Раньше это делали вручную.
"Раньше один человек обслуживал два станка. Одновременно можно было пилить 20 камней, но естественно, камень пилится дольше. За счет того, что человек обслуживал множество камней, появлялось больше браков и отклонений. Сейчас лазер пилит быстрее, но зачастую выставлять координаты дольше, чем он работает", – отметил начальник производства завода Станислав Кошелев.
15 минут на один камень – и к огранщикам. Алена Шрайбер в прошлом бухгалтер. На завод она пришла по объявлению. Предприятие само готовит себе кадры: в Барнауле таких специалистов не обучают.
В силу опыта маленький камешек она обтачивает целый день – за такой срок она обрабатывает 57 граней. Всего на предприятии выпускают три вида бриллиантов: круглый, принцесса и изумруд.
"Самый дорогой бриллиант не обязательно чистейший. Иногда дороже получается дефектный. Это происходит из-за массы. Бывает, что камень дефектный, но если оставить только чистую форму, то он получится совсем маленький", – объяснил технический руководитель отдела Андрей Буренов.
Уже год завод работает по международной системе оценки камней. Бриллианты котируются по всему миру. Алмазы из Якутии в Барнауле превращаются в бриллианты, которые продают за рубеж.
Точную сумму маленьких камней на заводе не назвали. Однако и определяют её не здесь. По словам руководителей предприятия, потенциал у завода огромный, ведь в России всего три предприятия занимаются такой обработкой алмазов.
Добавим, что по данным краевого минпрома, за год рост в натуральном выражении в обрабатывающем секторе региона составил 2%. В ведомстве это оценивают, как неплохой результат в нынешних экономических условиях.