Алтайский край входит в пятерку регионов-лидеров по урожаю льна. Рассказываем, кто в крае его производит, и как держат рекордные показатели
Уборочная кампания идет полным ходом. Техника работает на 3000 гектаров. Ранее только с одного получали 50 центнеров.
В этом году о высокой урожайности говорить не приходится, рассказывает пионер льноводства в Сибири Лев Каленов. Засуха подкосила влаголюбивую культуру. Два месяца алтайские поля изнывали от жары: дождей практически не было, температура держалась 40 градусов.
"Технически он пригоден на волокно. Чем урожай выше, тем он эффективнее, волокно лучше. Засуха не дает растению раскрыть свои возможности", – отметил генеральный директор компании по выращиванию и переработке льна Лев Каленов.
В прошлом году, рассказывает глава льняной компаний, удалось произвести 3000 тонн льноволокна, его активно покупает Китай. В 2023 году выйти на прежние показатели практически нереально. Шанс на высокую урожайность могут дать специальные поливальные системы.
Цена вопроса – около 500 млн рублей. Это неподъемная сумма. Только на посевную кампанию, отмечает Лев Каленов, уходит 200 млн рублей.
Для льноводов, конечно, предусмотрены субсидии – 10 тыс. рублей за гектар. Но размер выплаты не меняется на протяжении семи лет, отмечает крестьянин из Залесовского района Михаил Горлов:
"Конечно, хотелось бы больше. Но они есть, мы их получаем. Хватает, чтобы посеять, закупить какие-то удобрения".
Под лен долгунец аграрий отдал 240 га земли. Всего же у Михаила порядка 10 тыс. гектаров. Долгунец – капля в море от занимаемых площадей. Сеять больше крестьянин не рискует: оборудование для уборки льна в дефиците, да и сама технология сбора урожая сложная.
"Чтобы вы понимали, у льнокомбайна метровый захват. Один механизатор бегает по полю и убирает в день по четыре гектара. Это сколько дней нужно, чтобы все это делать? А потом еще нужно, чтобы вылежалось, потом еще перевернуть, поднять, закрутить в тюки", – поделился фермер Михаил Горлов.
У Михаила Горлова процесс переработки промышленного льна давно отлажен. На протяжении семи лет производят качественный продукт. Лен для текстильной и строительной отрасли на складах не залеживается, за него предлагают неплохие деньги – 70 тысяч за тонну.
"Наша готовая продукция, строительная пакля, как правило, идет в переработку. Покупают заводы Новосибирска, в европейскую часть отправляют. Из нее делают нетканое полотно, в ткань добавляют", – рассказал Михаил Горлов.
Выращивает фермер и кудряш, из которого производят льняное масло. Кудряша почти в два раза больше, чем долгунца – 400 гектаров. Он менее привередливый, выращивать его легче. Да и цена реализации хорошая. За масличный лен переработчики предлагают – 30 тысяч за тонну.
Алтайский лен охотно покупает Китай, Белоруссия, Узбекистан, Казахстан. Масличный лен перед продажей исследуют на ряд показателей, чтобы доказать его безопасность и качество. Семена анализируют на пестициды, на масличность.
"Масличность, в сравнении с другими регионами РФ, у нас достаточно высокая. Средняя масличность в 2022 году по культуре была 45%, некоторые партии достигали 48%. За масличность ценится именно эта культура", – пояснила директор Алтайского филиала ФГБУ "Центр оценки качества зерна" Мария Шостак.
За последние несколько лет масличный лен поднялся в рейтинге востребованных культур. Алтайский край входит в пятерку лидеров в стране. В 2023 году с алтайских полей удалось собрать около 300 тыс. тонн высокомасличного качественного льна.
Это абсолютный рекорд в стране. Показатели неплохие, но мечтать о том, что и лен для текстильной промышленности достигнет когда-нибудь подобных высот – не приходится. В 2023 году по всей стране засеяли лишь 30 тыс. гектаров.