По словам пасечников, из-за бездумного использования аграриями дешевых ядохимикатов погибло несколько сотен пчелосемей. Они сейчас коллективно обращаются в СМИ и регуправление Россельхознадзора
Массовый мор пчел вновь накрыл Алтайский край. Для семьи пчеловода Светланы Клячиной это трагедия, ведь основной источник их дохода – пасека.
"Отравили пасеку 200 пчелосемей, гибель большая, ну и потеря меда. Рассчитывали 5 тонн накачать, но нынче, наверное, ничего не накачаем. Это был годовой наш заработок. Два сына у меня защищают родину. Один – участник СВО, второй – в Балашихе Московской области", – рассказывает женщина.
Причиненный ущерб семья Клячиных оценивает минимум в 3 млн рублей. При этом на восстановление пасеки уйдет целый сезон, в котором после обработки рапсовых полей ядохимикатами погибли сотни пчелосемей.
"18 пасек пострадало, но заявлений 21, у кого частично, а есть пострадавшие на 90-95% пасеки", – отмечает пчеловод Александр Зотов.
Как минимум в пяти районах края поля обработали ядохимикатами 1-го класса опасности для пчел и второго – для человека. Жители сел таким фактом крайне обеспокоены.
"Люди тоже страдают от этого, мы же дышим этим. Все почувствовали. Сразу на здоровье отразилось, головные боли начались. Ведь угробили все, нам матушка-земля уже говорит "люди, опомнитесь, остановитесь, вы же меня уродуете, вам же тут жить", – сетует жительница Макарьевки Светлана Большакова.
Перед обработкой полей химикатами аграрии, как и положено, оповещают пчеловодов. Но это не спасает.
"Оповещения не панацея. Они оповестили, например, чтобы пчелы 10 дней не летали, но стоит жара 30 градусов, и это невозможно. Если я закрою витки и их не выпущу, то просто к обеду воск растает, все это выплывет из улья, и все пчелы погибнут", – говорит пчеловод Сергей Чернышов.
Вариант "увезти пчел" на время обработки полей тоже отпадает, говорят пасечники. Специальное место для этого никто не выделит, плюс нужны деньги и физическая сила, так как один улей весит в среднем 70-80 кг.
"Ну, оповестили они меня, и я просто сижу жду, что через 10 дней я стану нищим", – сетует пасечник.
Между тем пчеловоды уже начали предпринимать действия для начала судебных тяжб с ответственным за ситуацию предприятием.
"Мы создали, как положено, комиссию, взяли пробы рапса, пчел, отвезли в Барнаул, собираем пакет документов коллективно", – рассказал Александр Зотов.
Пчеловоды с коллективной жалобой обратились в региональное Управление Россельхознадзора.
Несколько лет назад для предотвращения таких трагедий пчеловоды страны разработали несколько решений, в том числе заблаговременную обработку полей менее токсичными препаратами.
"Второй способ решить эту задачу – это как раз стимулировать тех растениеводов, которые будут уходить от тяжелых ядохимикатов на более щадящие, есть такие биопрепараты. Они дороже, но эта дороговизна, понимаете, может компенсироваться тем, что у пчеловодов останутся пасеки целые. И опылением – если мы берем тот же рапс, то повышается урожайность до 40%", – поясняет Владимир Зырянов, пчеловод, председатель МОА "Пчеловоды Алтая", член правления ООО "Промышленные пчеловоды России".
Инициативу о применении щадящих биопрепаратов пчеловоды России планируют направить в АКЗС и Госдуму. Надеются, что законотворцы их услышат. Иначе массовый мор пчел, который происходит в Алтайском крае на протяжении многих лет, так и не прекратится. Только за последние дни от массового мора пчел пострадали пасеки в пяти районах региона.