Своим домом музыкант считает Алтайский край. Это то место, куда он всегда хочет вернуться, потому что именно здесь его семья и вдохновение
В самом сердце Алтайского края живет человек, чья жизнь неразрывно связана с музыкой. Для Барнаула Лев Шапиро стал настоящим символом творческой энергии. Большую часть своей жизни он посвятил искусству, став не только талантливым исполнителем, но и автором песен, которые покорили сердца многих известных артистов и миллионов слушателей.
Лев Шапиро – новый герой проекта "Наши люди". В жилах музыканта течет русско-еврейская кровь, его творчество – настоящий мост между мелодиями сердца и широкой российской эстрадой, а Барнаул – стартовая площадка для большого музыкального путешествия артиста. Эта история – доказательство того, что талант не знает границ, а истинная музыка способна объединять людей.
Лев Шапиро – представитель сразу двух национальностей – русской и еврейской. Отметим, что появление евреев на территории Алтайского края – процесс, который происходил постепенно и имел свои особенности. Точную дату их появления в регионе назвать сложно, так как это не было единовременным событием.
Самое значительное увеличение еврейского населения на Алтае произошло во второй половине XIX – начале XX века. Евреи испытывали сильное социальное, экономическое и национальное давление. Многие искали новые возможности для жизни, земли и более благоприятные условия.
Среди переселенцев были как крестьяне, так и городские жители. Они осваивали сельскохозяйственные районы, где им выделяли земли для земледелия, а также города и крупные населенные пункты, где они занимались торговлей, ремеслами, мелким бизнесом.
"Родина моя – Барнаул"
Музыканту из Барнаула 51 год. Он родился в краевой столице и практически всю свою жизнь прожил в Алтайском крае. Часть детства маленький Лев провел в деревне Гордеево Троицкого района, где жили его бабушка и дедушка по материнской линии.
"В детстве я много где пожил и какое-то количество времени провел в городе Саратове, откуда отец родом. То есть и там есть что вспомнить. Но Родина моя – Барнаул, здесь я родился", – начал рассказ он.
Оба родителя музыканта были педагогами: папа преподавал высшую математику, мама – французский язык.
"У нас достаточно интернациональная семья – русско-еврейская. Ничего тут в советское время удивительного не было, потому что межнациональные отношения стали частью жизни. Я всегда к своим корням относился с уважением – и со стороны матери, и со стороны отца. Но все-таки, наверное, главное в жизни любого человека – это не национальность, а его деловые характеристики, личные качества и человеческое достоинство. Для меня это в первую очередь важно, а все остальное – потом", – делится Лев.
На вопрос, что в нем еврейского, Лев Шапиро отвечает: "Часть крови". Однако он никогда не делал акцента только на какой-либо одной части себя. Даже музыка артиста, как отмечает он сам, мультиформатна и интернациональна.
"Меня воспитывали в советское время и в правильных традициях. Поэтому привет моему пионерскому детству, папе, маме и всем предкам по той и по другой линии. Все мои родственники очень разные, но их объединяет одно – они много и честно работают. Если я хоть чуть-чуть этому научился – вот это главное. И я им признателен за это!" – рассуждает музыкант.
"Музыка стала частью моей жизни"
Музыкальных планов на жизнь у Льва не было. Он окончил школу с парой четверок и поступил в Алтайский государственный технический университет на тогда еще новую специальность "экономика и управление машиностроением". Но дело оказалось будущему артисту не по душе, и он изменил вектор в сторону института культуры.
Однако специальность, приобретенная там, тоже была далека от музыки – "менеджер культуры". Студентом он больше узнавал о продвижении, нежели о нюансах музыкальной деятельности.
"Я думаю, музыкой можно увлечься в любой момент. Это как дождь. Вышел, глаза поднял — он идет, деваться некуда. Хочешь — зонтик открой и защитись. Но я не хотел защищаться. Она пришла в мою жизнь раз и навсегда. Однажды я начал писать песни, исполнять, заниматься концертной жизнью. И, честно говоря, она меня просто победила, а я не стал сопротивляться. Остался в этом ремесле, и музыка стала частью моей жизни, а потом и всей жизни".
Как признается музыкант, дело долго стояло на месте. Из-за того, что в 90-е музыканты особо никого не интересовали, ему пришлось поменять множество профессий. Работал в такси, на радио, диджеем, спортивным инструктором, водил людей в горы в Белокурихе и многое другое.
"В общем, чем я только в жизни не занимался. Свою профессиональную музыкальную деятельность отсчитываю с 2000 года. С этого времени графики, концерты, альбомы, сочинения песен, но до того же "Самого лучшего дня" оставалось еще очень много времени. Я пришел в ремесло как человек, который понимал, что надо разбить головой много-много стен, прежде чем кто-то или что-то там тебе улыбнется", – рассуждает он.
Первый успех пришел к артисту только в 35 лет. Но он никогда не опускал руки, преодолевал все трудности и ждал того самого дня.
"Самый лучший день"
В 2007 году Лев Шапиро написал будущий хит "Самый лучший день", который сегодня знают миллионы слушателей.
"Ночь, было примерно 4.00, просыпаюсь и думаю: интересно, сколько я часов прожил на свете? Вместо того чтобы спать, начал считать — насчитал 300 тысяч часов. И вдруг в окошке звезда блеснула, у меня сразу же родилась строчка – "300 тысяч часов за спиною, 300 тысяч планет надо мною". Взял гитару и пошел писать песню", – рассказывает музыкант.
История этого хита поистине удивительная. Сначала Лев исполнял его сам, потом показывал разным артистам, но она не вызывала ни у кого особых эмоций. Так легендарный трек пролежал в столе у автора около пяти лет, пока счастливый случай не свел его с Григорием Лепсом.
"Это тот самый случай, когда даже автор не ожидал такого продвижения и проникновения в людские сердца. Это действительно какая-то такая неподвластная разуму вещь, но она стала нашей народной песней. Здорово, я очень рад!" – поделился он.
Песню музыкант из Барнаула исполняет и сам до сих пор. А на вопрос о своем самом лучшем дне отвечает так:
"Каждый день – самый лучший! Сейчас пойду на репетицию, но чем не лучший? Мы живы, наслаждаемся, общаемся. Хорошие дни, они все мне нравятся".
Кстати, автор сотрудничает и с другими известными российскими исполнителями. Среди них Эмин Агаларов, Лолита, Михаил Шуфутинский, Хор Турецкого и множество исполнителей в жанре шансон. Однако повторить успех того самого "дня", по его словам, будет очень трудно.
"Успех "Самого лучшего дня" вообще сложно повторить. Здесь очень много всего совпало", – заверил он.
"Всегда сюда возвращался"
Сейчас Лев Шапиро – универсальный музыкант. Он занимается продюсированием, аранжировками, пишет музыку и стихи, дает концерты, ездит на гастроли. Кстати, перед выступлениями он никогда не волнуется, говорит, что это не в его характере:
"Когда человек волнуется, это мешает ему работать, на мой взгляд".
Родители долгое время критично относились к делу своего сына и раньше не были его фанатами. А вот жена и обе его дочери поддерживают главу семейства, посещают концерты и даже помогают.
"У меня супруга ведет одну нашу программу – "Песни нашего кино". Это часть ее ремесла, она тоже по культурной стезе много лет шагала и окончила два профильных вуза. В общем, нет у нас в роду ни зубных врачей, ни агрономов", – смеется артист.
К слову, с женой Лев Шапиро познакомился еще будучи подростком. Ему 17 лет, ей – 15. Встретились в общем дворе и больше никогда не расставались. К делу мужа она относится с пониманием и никогда не ревнует к поклонницам.
У пары в браке родились две прекрасные дочери. Старшая уже взрослая. В детстве она много лет пела в Барнаульском детском хоре, но все же не связала свою жизнь с музыкой. Младшую дочку супруги отдали заниматься баскетболом.
"Семья занимает важное место в моей жизни. Это часть организма. Очень важно беречь ее как зеницу ока", – подметил собеседник.
Свободное время Лев проводит с домочадцами, друзьями или за занятиями спортом, который любит с юных лет. Своим домом мужчина считает Алтайский край – место, где родился и живет до сих пор.
"Я всегда Сибирь любил. Мне здесь очень нравилось, часто об этом говорю. Где бы ни жил, всегда сюда возвращался. Алтайский край – мой дом, вне всяких сомнений!" – подытожил он.