В российских школах за два дня произошло сразу несколько нападений подростков — с ножом, поджогом и оружием. Психологи говорят о росте агрессии и ищут способы предотвратить трагедии
Пожарная машина у крыльца школы, шок и паника. 4 февраля в одной из школ Красноярска восьмиклассница набросилась на других учеников с молотком, разлила бензин и устроила поджог. У пострадавших — черепно-мозговые травмы и ожоги, один ребенок находится в тяжелом состоянии. Днем ранее, в другой школе Красноярского края, школьница ранила свою сверстницу ножом. Еще один инцидент произошел в Уфе: подросток пришел в гимназию с ножом и страйкбольным автоматом, взорвал петарду и выстрелил в учителя.
Эти жуткие истории вновь вызвали волну обсуждений в обществе. В последние годы подобные происшествия, к сожалению, происходят регулярно.
Сразу после таких ЧП депутаты и общественники пытаются выяснить причины происходящего. Одни видят корень проблемы в безнаказанности детей, другие — в соцсетях и интернете. Пока звучат призывы ужесточить наказание для подростков и ограничить доступ к соцсетям, психологи предлагают обратить внимание на происходящее в обществе и на отсутствие четких ориентиров для молодежи.
"Они путаются, они нуждаются в направлении. Какая бы свобода вкусная ни была, им нужен ориентир. Им нужен условно тот, кто покажет этот путь. Прежде всего, мы, взрослые, являемся причиной всего этого", — рассказала детский и подростковый клинический психолог Гоар Кроян.
По словам специалистов, обилие информации, отсутствие канонов воспитания и примеров мирного разрешения конфликтов, а также равнодушие и дефицит поддержки со стороны взрослых способствуют росту детской агрессии. Все это нередко выливается в травлю более слабых сверстников, которые в отчаянии решаются на роковой шаг.
Специалисты подчеркивают: за совершенные жуткие поступки подростки должны понести ответственность, однако не менее важно не допустить новых трагедий. Происходящее должно подтолкнуть общество к правильным выводам. Разбираясь в инцидентах этой недели, эксперты не исключают фактор школьного буллинга. Глава Республики Башкортостан заявил, что в случае подтверждения факта травли подростка руководство школы в Уфе будет уволено.
Специалисты также призывают усилить профилактическую работу в образовательной системе и семье в целом. По их мнению, одного школьного психолога, который зачастую загружен бумажными тестами и отчетами, явно недостаточно. Родителям же стоит чаще интересоваться жизнью своих детей.
Юлия Щанкина — наставник девочки из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, проще говоря, детского дома. Уже полтора года она не просто напутствует подростка, но и часто становится для нее главной опорой. Говорит, когда решилась стать наставником, не ожидала, с какими недетскими сложностями придется столкнуться, чтобы выстроить доверительные отношения. Со временем поняла: главная формула — "слушаем, но не осуждаем".
"Если я буду осуждать, говорить: ты здесь был не прав, он выслушает, но в следующий раз не придет. А если он знает, что ему всегда помогут, его выслушают, он выговорится — это уже очень много", — рассказала наставник девочки из центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Юлия Щанкина.
Сегодня многие винят СМИ и соцсети в том, что они рассказывают о случаях нападений в школах. Однако, по словам психологов, замалчивание проблемы не является ее решением. Только комплексная работа школы, семьи и специалистов поможет снизить риски и создать по-настоящему безопасную образовательную среду.