За последнюю неделю оптовая цена на АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже установила рекордную стоимость тонны
Эксперты говорят: сегодняшний скачок цен на топливо логичен. Телеканал "Толк" разбирался, замечают ли барнаульские водители, что и на заправках стоимость бензина начала стремительно расти и как это может отразиться на всех нас.
Так, за прошлую неделю на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже установили три исторических максимума. Рост цены за тонну бензина остановился на цифре 58 тысяч 445 рублей.
Все это – следствие дефицита: с началом пандемии нефтеперерабатывающие заводы стали производить меньше. И активной жизни в июне никто не ожидал. Спрос превысил предложение – и цены поползли вверх. Чтобы запустить заводы на прежнюю мощность, нужно время, поясняют эксперты.
Юрий Матвейко, президент Алтайского топливного союза, говорит, что это самый тяжелый кризис с 2011 года: сейчас самые высокие цены, но и по ним купить топливо не всегда возможно. И бьет кризис в первую очередь по частным компаниям.
"В ряде территорий АЗС уже просто остановились: торгуют только дизельным топливом, ну и немного АИ-92. Самый большой дефицит – это АИ-95. Поэтому, в принципе, к концу июля все должно устаканиться. Но, опять же, все будет зависеть от того, как нефтяные компании будут отпускать топливо частным АЗС. И, соответственно, работа регуляторов. На наш взгляд, она сегодня не в полной мере соответствует поставленным задачам, которые есть перед Минэнергетики и УФАС", – говорит он.
Судя по статистике, даже за такой короткий промежуток цены в Алтайском крае выросли. Правда, подчеркивает Матвейко, пока они все равно меньше, чем в январе. И тем не менее движение вверх есть. А вот паникующих нет. И отказываться от поездок на машине никто не собирается.
Пассажироперевозчик Олег Бесчастный, владелец нескольких маршрутов, признался, что внимательно следит за ситуацией. Закупать топливо про запас не выйдет – просто нет денег. Но и бежать впереди паровоза, как выразился Бесчастный, он не собирается: когда топливо подорожает, он просчитает убытки и тогда будет думать, что делать. Уже четвертый месяц компании по перевозке пассажиров работают по расписанию выходного дня.
"Сейчас, наверное, без поддержки какой-то государственной или от безвыходности нам без поднятия стоимости проезда не обойтись. Мы сейчас-то работаем в убыток. А если еще и цена вырастет на ГСМ, то это будут вообще явные убытки", – отмечает Олег Бесчастный.
Повышать тариф, по мнению пассажироперевозчика, нужно соразмерно росту топливной цены – на 2-3 рубля.
Цепочку зависимых от стоимости бензина продолжает экономист Степан Межов. По его словам, если автомобилисты не откажутся от поездок, экономить они начнут на других сферах: медицине, образовании, продуктах. Подорожание последних ощутит большинство жителей.
"Практика показывает, что где-то увеличение цен на 2-3% на бензин приводит к однопроцентному росту на продукты. Но, как правило, это продукты первой необходимости – хлеб, курица, соль, сахар. Продукты, на которые более-менее имеются запасы, не так сильно подорожают, как те, которые зависят от перевозок", – говорит экономист.
И если за месяц нефтеперерабатывающие заводы не запустят во всю мощь, то, полагают эксперты, рост точно будет, но не такой уж и большой. Он не должен превысить размера инфляции – то есть 3-4%.