Очередная обработка рапсовых полей уничтожила свыше тысячи пчелосемей в трех районах Алтайского края. Пасечники в отчаянии и в один голос просят о помощи
Нет матки – нет потомства. 26 пчелосемей осиротели в одночасье. А с ними и их хозяин – пасечник из Мамонтовского района Геннадий Фартушный.
"Вот плотность пчелы, оставшаяся на рамке – 1%. Это говорит о том, что пчела отравлена, что она не активна, из улья идет запах пестицида", – говорит пасечник.
Предупреждение об обработке рапсовых полей ядохимикатами пришло не за трое суток, как положено, а за шесть часов, рассказывает пасечник. Но это же не пачка чипсов: положить в карман и быстро спрятать не получится, возмущается мужчина.
Оставшиеся в живых пчёлы тоже погибнут, уверен мужчина. Ущерб от агрокомпании "Орбита", которая, по словам мужчины, и применила яд, – 500 тысяч рублей.
Как в других районах?
Геннадий Фартушный – далеко не единственный, кто потерял пчел. Аналогичная беда в это же время пришла в Тюменцевский и Завьяловский районы.
На пасеке Александра Генриха химикаты уже третий раз лишают его пчел и урожая. Компенсации не получил ни разу. Хотя пасека официально зарегистрирована. В этом году боится, что и нынче справедливость не восторжествует.
"По пасекам проехали - ни актов, никаких сопроводительных документов не составили", – говорит Александр Генрих из села Гонохово Завьяловского района.
Люди говорят, что причиной гибели пчел является бесконтрольная обработка полей пестицидами. Поля с рапсом, к слову, почему-то в шаговой доступности от населенных пунктов, хотя должны быть удалены минимум на триста метров.
Жители задыхаются, насекомые гибнут. Телеканал "Толк" попытался
связаться с лицами, в чьих руках поля. Прояснять ситуацию по телефону нам не стали и в администрации Мамонтовского района.
Молчит и минсельхоз, лишь пояснили, что специалист, курирующий пчеловодов, в отпуске. Люди же говорят, что беды можно было избежать, если бы между аграриями и властью был диалог.
Эксперты в области пчеловодства говорят, что нужно в разы усилить контроль за пестицидами: изменить законодательство – функцию контроля снять с Роспотребнадзора и отдать Россельхознадзору, который в теме.
"Наделить Россельхознадзор функцией контроля, чтобы у них было прямое воздействие на аграриев, пока у них ее нет… Чтобы вышли пчеловоды, увидели, что неправильно отрабатывают, чтобы позвонили в Россельхознадзор, они приехали и наказали аграриев бы сразу", – говорит Андрей Любимов, председатель межрегиональной общественной организации "Пчеловоды Алтая".
А еще, как во всех развитых странах, отказаться от химикатов первого и второго класса опасности. Применять только третий. Пока же это что-то из области фантастики, говорят люди, и вроде бы готовы вновь убить годы на возрождение пасек, но тут же вспоминают, что завтра очередная обработка рапсового поля.