Неожиданно объявленные десять дней отдыха привлекли туристический поток на Алтай, а он, в свою очередь, спровоцировал скачок цен на путёвки
По данным Ассоциации туроператоров России, большой процент россиян поехали самостоятельно путешествовать по стране. В обход туроператоров, сами забронировали места на базах отдыха и атаковали Алтай.
"Ну, в этом году мы уже путешествовали около пяти раз. Проехали уже много тысяч километров. Это всё внутри страны. Когда ты путешествуешь на своём автомобиле, ты можешь заходить, куда хочешь, останавливаться, где захочешь", – отмечает жительница Новосибирска Дарья.
Сегодня такой неформальный туризм уже стал трендом. Многим хочется посмотреть природу без соседей по группе. Есть у такой моды и ещё одна причина: границы закрыли, цены на путёвки внутри страны побежали вверх. Но, конечно, не везде, а у тех, кто может себе позволить поднять цены.
"Это касается тех, кто ориентирован на приезжих туристов, и таких достаточно много. Тут, конечно, вопрос на затраты на рекламный бюджет. Но ведь некоторые люди не знают, чего ожидать от Алтая, это экзотика, им можно продать проживание с удобствами на улице, но поставить такой ценник", – говорит эксперт по Алтаю Любовь Стародубцева.
После триумфального объявления президента о десятидневных каникулах в России, ценник на отдых действительно подскочил. Но подскочил в первую очередь для тех, перед кем берег турецкий закрыт, и они неожиданно выбирают Алтай в качестве экзотики. Фирмы, которые ориентируются на туриста из других регионов, резко подняли ценник буквально за несколько дней.
"Те же туры, те же самые локации, но ценник выше на 5-10 тысяч. Мне тоже обидно, потому что я ориентируюсь на местных жителей, и мне говорят "дорого". И я понимаю, что жителям других регионов продают гораздо дороже, и они покупают", – рассказывает Любовь Стародубцева.
И тем не менее, желающих поехать в горы, видимо, хоть отбавляй: поток туристов увеличился. Но за спросом вверх пошло и предложение. И гидам приходится открывать новые, нехоженые маршруты.
А вот у санаториев, особенно крупных, другие проблемы. Им на Алтае намного проще, чем туристическим центрам. Сюда приезжают поправлять здоровье – первым делом подумать о лёгких и печени, а уже только потом – о походах и горных лыжах.
Сейчас оздоровительные центры начинают оправляться от жуткого прошлогоднего удара по бизнесу. Здесь поведение отдыхающих понятно: во-первых, соскучились по отдыху, во-вторых, коронавирус нанёс вред здоровью. Так что все дороги ведут в санаторий.
"Год назад в это время был пустой, холодный санаторий. Сегодня глубина продаж – порядка 40 млн рублей. Это значит, что 1 186 человек воспользовались программой кэшбек. На сегодняшний день, в майские праздники, у нас нет ни единого места", – рассказывает генеральный директор санаторно-курортного комплекса Фёдор Елфимов.
В этом помог туристический кэшбэк, и дал, по словам Фёдора Елфимова, значительное подспорье в восстановлении турбизнеса. Плюс льготный кредит для бизнеса.
Есть и детали. К примеру, в этом году на территории всего Алтайского края курортный сбор снижен с 50 рублей до 30 за одного отдыхающего в день. А для жителей региона, которые проводят отпуска на малой родине, вообще отменили курортный сбор.
Как говорят в администрации города-курорта Белокуриха, сейчас показатели заполняемости выше, чем за 2018 и 2019 годы. Прогноз на этот год: ожидают, что через пятнадцатитысячный город пройдёт 260 тысяч туристов. Это на 5% больше, чем в предыдущие годы.
С одной стороны, спрос на Алтай у столичных жителей мотивирует предпринимателей поднимать уровень сервиса. С другой – тем, кто работает на эконом-сегмент, не хватает качественной инфраструктуры, поскольку жители края не готовы платить. Это один из парадоксов, на которых держится алтайский туризм.
А вот другой: одним хочется огромных турпотоков, другим – потаённых уголков, в которых толпы москвичей, порвавших путы самоизоляции, не успели растоптать магию. Туристические операторы обещают угодить всем.