Только за 2021 год в Алтайском крае зарегистрировано более 7,5 тысяч фактов дистанционного мошенничества. Рассказываем, какие схемы используют преступники, и как не попасться на их уловки
"Со мной такого не произойдёт", – житель Барнаула Игорь Владимирович не мог и подумать, что когда-то станет жертвой мошенников. Однако, минувшей осенью мужчине поступил телефонный звонок, который навсегда изменил его мнение, как следствие, и жизнь. Девушка представилась сотрудником банка и сразу же начала "обрабатывать" наивного клиента.
"Позвонили мне и говорят: на ваш лицевой счёт покушаются мошенники, поступил запрос на кредит. Я заявку не подавал. Естественно, у меня закономерно возмущение. Мне тут же сообщили, что сейчас перезвонят из службы безопасности" – вспоминает пострадавший от рук мошенников Игорь Аргучинский.
Сомнения мужчины развеял мужской голос из так называемой службы безопасности. Кроме того, Игорь Владимирович лично проверил номер в интернете – он действительно соответствовал номеру краевой службы безопасности. После этого мошенники начали настаивать на том, чтобы мужчина срочно брал кредит и переводил на безопасный лицевой счёт. Обеспокоенный барнаулец тут же взял в банке 4 млн рублей.
"Подъезжаем к банку, всё, она там отключается, этот якобы фсбшник звонит, всё, мы вас контролируем, скажите, как одеты, мы будем следить по камерам за вами. Ну то есть, как это я потом уже анализирую, ну артисты вообще", – рассказывает мужчина.
Такая схема у дистанционных мошенников не единственная – с каждым разом преступники умудряются создавать новые способы кражи средств. В тренде – махинации через госуслуги.
"Приходит смс в части подтверждения каких-либо действий на сайте госуслуг. Если человек подтверждает эту смс, направляет, мошенник получает доступ к его личным данным на портале госуслуг и из этого следуют дальнейшие действия в плане того, что их использовать для взятия, допустим, кредита, выполнения каких-то финансовых мероприятий, либо просто продажа заинтересованным лицам персональных данных", – говорит руководитель сектора платёжных систем и расчётов Отделения Барнаул Банка России Олег Алёхин.
Чтобы обезопасить себя от подобных схем, специалисты настоятельно советуют обращать внимание на тонкости, которые присущи только мошенникам.
"Если вам звонит представитель банка, либо какой-то организации, и предлагает совершить какие-то действия здесь и сейчас, срочно, вот прям в данную секунду – это первая весточка того, что это звонят именно мошенники, а если они пытаются узнать данные о вашей карте, то это сто процентов мошенники. О том, что, допустим, ваш счёт подвергся атаке – это однозначно, банк такую информацию не будет направлять", – предостерегает специалист.
С ростом новых схем дистанционного мошенничества, растёт и количество пострадавших – только за прошлый год с заявлением обратилось 7,5 тысяч жителей региона. Рост составил 7%, а это более 500 случаев. С начала этого года возбуждено уже более ста уголовных дел.
"Если вам поступил звонок с неизвестного вам номера, неизвестный гражданин представляется кем-либо и предлагает вам так или иначе куда-то перевести свои деньги, безусловно, нужно сразу обрывать разговор и не реагировать, не совершать никаких действий. Нужно помнить о том, что нельзя переводить свои деньги на какие-либо счета под диктовку неизвестных вам граждан", – отмечает начальник отдела информации общественных связей ГУ МВД России по Алтайскому краю Светлана Ляпунова.
Сотрудники правоохранительных органов признаются, что раскрытие таких преступлений – дело не лёгкое. Большинство мошенников находятся за пределами России. А потому советуют жителям края не спешить действовать по инструкции неизвестных, а проверять поступившую информацию лично.