Разработчики новой концепции туркластера хотят привлечь на курорт больше молодежи и отказаться от его выраженной элитарности
"Лечение – это хорошо, но хотелось бы вечером пожарить барбекю", – такое пожелание от респондентов услышали в госкорпорации "Туризм.рф", которая разрабатывает новую концепцию курорта "Белокуриха горная". Ее 2 ноября представили губернатору Виктору Томенко. Авторы концепции сообщили, сколько инвестиций планируется привлечь, кого видят в качестве целевой аудитории и какие сценарии проведения досуга придумали для туристов.
Кто будет ездить
В "Туризм.рф" предполагают, что целевой аудиторией станут отдыхающие из Сибирского, Центрального и Приволжского округов. Губернатор уточнил: "То есть те, кто к нам и сейчас ездят?" Разработчики подтвердили, но уточнили, что "хотели бы привнести и новое" и увеличить число молодых гостей.
"Потому что при опросе респонденты говорили: "Лечение – это хорошо, но хотелось бы вечером пожарить барбекю и отдохнуть семьей. Поэтому на каждом участке предусмотрены коттеджи", – объяснила Нэлли Левшова, руководитель проектов Департамента мастер-планирования и развития территорий "Корпорации "Туризм.РФ".
По ее словам, основной аудиторией должны стать отдыхающие 30-50 лет, нацеленные на оздоровление и активный отдых. Это семьи с детьми, компании, семейные пары.
Также она уточнила, что опрос показал: людям важны качественные средства размещения, развитая инфраструктура, места отдыха с детьми.
"Многие хотели бы останавливаться в отелях три-четыре звезды, это тоже учтено в концепции", – сообщила Левшова.
Ранее, напомним, до захода на площадку корпорации туркластер "Белокуриха горная" позиционировался в большей степени как курорт повышенного уровня комфорта – такой запрос сформировал рынок. Мощности основного города-курорта хоть и имеют комфортабельные номера, но в ограниченном количестве, он больше ориентирован на уровень как раз трех-четырех звезд.
"Белокуриха горная" задумывалась как место отдыха премиум-уровня. И уже зашедшие на площадку инвесторы, привлеченные ранее властями края и инициатором развития кластера – компанией "Курорт Белокуриха", ориентированы в больше степени на эту аудиторию.
Разработчики отменили рост турпотока даже к допандемийному 2019 году на 20%. И "это говорит, что курорт будет пользоваться спросом". Прогнозируется рост на 4-6% ежегодно.
Что предложат туристам
Разработчики заявили, что "продумали, чем будут заниматься туристы". Среди их предложений на лето – спортивные площадки для занятия баскетболом и волейболом, бани, сауны, терренкуры, квадроциклы, а зимой – каток, трассы для лыжников. И в любое время года – подогреваемые бассейны на каждой площадке, "что придаст дополнительный интерес курорту".
Для отдыхающих также "подготовили сценарии, как будут проводить туристы свой день".
Зачем нужна новая концепция
Туркластер "Белокуриха 2", впоследствии – "Белокуриха горная" – создали более 10 лет назад по инициативе компании "Курорт Белокуриха", управляющей тремя санаториями в городе и еще рядом предприятий. Тогда региону удалось войти с этим проектом в федеральную программу, на деньги которой построили известный серпантин и довели инженерные сети.
Оперативным и стратегическим развитием территории занимался якорный инвестор – "Курорт Белокуриха" при поддержке властей.
Однако в 2020 году в стране по инициативе премьер-министра Михаила Мишустина создали "Корпорацию Туризм.рф" – на фоне пандемийного всплеска интереса к внутреннему туризму. А в ноябре 2021 года правительство края и корпорация подписали соглашение о сотрудничестве. С того времени фактически управление туркластером перешло в новые руки.
"Корпорация "Туризм.рф" по соглашению должна представить концепцию развития, а затем подготовить мастер-план – новый детальный документ стратегического планирования территории. В августе 2022 года гендиректор госкорпорации Сергей Суханов сообщил Мишустину, что мастер-план будет готов в апреле 2023 года. А в пресс-релизе правительства края с презентации концепции речь идет уже об июне.
Мастер-план коснется территории в 54 гектара из общих 136 гектаров – то есть тех земель, которые либо еще не выкуплены, либо имеют собственников, готовых зайти в планирование (по данным "Толка", это те, кто приобрел участок, но еще не приступил к реализации инвестпроекта).
Привлекать инвесторов на площадку – теперь задача преимущественно корпорации.
Что сейчас есть в "Белокурихе горной"
К туркластеру подведены все основные сети: дорога, газ, электроэнергия, вода. Газ частично "потянут" и по территории самой площадки. До комплекса "Мишина гора" уже построена дорога, к Глухариной горе, где будет еще один спуск, в этом году также строят дорогу. Сейчас идет строительство внутриплощадочных сетей воды и канализации.
- В туркластере уже работает туркомплекс "Олимп Парк", это первый резидент, зашедший сюда и уже запустивший работу.
- В высокой стадии готовности – комплекс премиум-класса Grand Kryo Resort, его запуск запланирован в 2023 году. Объем инвестиций превысит 1 млрд рублей.
- Работает горнолыжный комплекс "Мишина гора". Это проект компании "Курорт Белокуриха", у которой также еще есть участок в 8 гектаров, для которого будет проектироваться санаторий.
- Власти края подписали соглашение в сетью отелей Azimut о строительстве в туркластере гостиничного комплекса за 2 млрд рублей.
- Горнолыжный комплекс на горе Глухариной, по данным "Толка", будет развивать собственник Grand Kryo Resort.
- Центральный участок территории в 17 га принадлежит предпринимательнице из Пермского края Татьяне Нешатаевой. Она также заключала соглашение с правительством края о строительстве комплекса на 1,2 тыс. мест, но она пока реализацию проекта не начала.