В июне в санатории "Алтай-West" сделали всего 9% от плана, на одну забронированную путевку приходилось 12 аннулированных
"Пришлось вставать с колен", "второго такого раза мы не переживем", "провальный сезон, но, слава богу, работаем", – так руководство крупнейших санаториев Белокурихи характеризует летний сезон – 2020. Ситуация начала выравниваться в сентябре, но рост заболеваемости коронавирусом в стране и в Алтайском крае опять ставит под угрозу работу здравницы.
Поднимались с колен
Загруженность санатория "Алтай" (известен как "Алтай-West") в июне составила всего 9%, рассказал "Толку" заместитель гендиректора санатория Сергей Криворученко. Это при том, что на момент выхода указа лето было распродано на 85%.
"Открытие нам далось очень тяжело, поднимались просто с колен. Могу сказать, что не случайно правительство отказывается от этих карантинных мер. Есть такое ощущение, что если нас еще раз закроют, то больше мы не откроемся, второй раз мы подняться не сможем", – комментирует ситуацию Криворученко.
По словам топ-менеджера, в июне на забронированную путевку приходилось 12 аннулированных. В июле кое-как дотянули до 50%, хотя это разгар летнего сезона. В августе уже сделали 85% от плана, в сентябре – 90%, в октябре "дотянули" до 95%.
"Надо очень много времени, чтобы исправить ситуацию: и нам, и корпоративным гостям. Понадобится очень много времени, чтобы восстановить прежние объемы", – говорит представитель санатория.
Федор Елфимов, генеральный директор санатория "Рассия", также делится неутешительными результатами:
"Апрель и май выпали полностью. 8 июня заехали первые три человека, потом еще два. Этот сезон мы провалили полностью. Сегодня мы благодарим Бога, что еще работаем. Понятно, вынуждены соблюдать все нормы, раньше за столом сидели четыре человека, сегодня один".
Ситуация начала выравниваться в августе, сентябрь, говорит директор, отработали "нормально". Но из-за ситуации с пандемией сегодня люди опять начали отказываться от путевок.
Серьезные потери и у крупнейшего игрока санаторного рынка. По словам начальника службы маркетинга компании "Курорт Белокуриха" Сергея Губко, заполняемость по сравнению с прошлым годом была ниже в 1,5 раза.
Структура спроса
Из-за пандемии изменилась география отдыхающих. Во-первых, в этом сезоне не было гостей из Казахстана из-за закрытых границ. Во-вторых, стало значительно больше туристов из Алтайского края.
В компании "Курорт Белокуриха" в 2019 году тройка регионов-лидеров по количеству приезжих выглядела так:
- Красноярский край,
- Иркутская область,
- Новосибирская область.
В 2020-м году топ-3 выглядит следующим образом:
- Новосибирская область,
- Красноярский край,
- Алтайский край.
"В тройке регионов-лидеров, из которых в Белокуриху приехали гости, впервые — Алтайский край", – отмечают в компании.
В "Алтай-West" на первом месте по количеству приезжих – туристы из Новосибирска (год назад он был на третьем месте), на втором – Красноярский край (сохранил позицию) и на третьем – Кемеровская область, которая год назад была первой в списке.
"Хоть Красноярский край и сохранил свою позицию, но спад огромный. В этом году Кемеровская область по корпоративным покупателям сильно провалилась. В прошлом году из этого региона было 1 270 гостей, в этом только 480. В этом году 38% от уровня прошлого года. Алтайский край поднялся с пятого на четвертое место, но тоже спад более чем в 1,5 раза", – говорит Криворученко.
Прогнозы на зимний сезон
Сейчас ни один из игроков рынка не берется делать прогнозы на предстоящий сезон.
"Мы рады, что живы, здоровы и работаем. Но прогнозов особо никто не рисует, делать их невозможно. Глубина продаж никакая", – отмечает Федор Елфимов.
С ним солидарен его коллега Сергей Криворученко. Топ-менеджер говорит, что в связи с пандемией глубина продаж рухнула. Если в предыдущие годы она была в пределах 40-50 дней, то сегодня она упала до 12-15 дней.
"Мы до конца не знаем, что у нас будет с ноябрем. Сейчас на этот месяц бронь составляет 75%, декабрь всего на 40%. Люди тянут до последнего", – описывает ситуацию Криворученко.
Три компании (санаторий "Алтай", санаторий "Рассия" и "Курорт Белокуриха") – это не просто лидеры туристической отрасли, они вошли в топ-100 главных налогоплательщиков края за 2019 год.
Акционерное общество "Курорт Белокуриха" занимает в рейтинге 52-ю строчку, компания "Санаторий "Рассия" – 62-е, компания "Санаторий "Алтай" находится на 98-м месте.
Алтай отстой!!!!