Эксперты предрекают ощутимое повышение цен на зарубежные и отечественные туры и снижение спроса из-за режима экономии со стороны клиентов
Юлия Сибирцева, глава турагентства "Моря и страны", говорит, что продажи осени-зимы и особенно февраля позволяли – после провала ковидного периода – надеяться на восстановление отрасли, с осторожным оптимизмом смотреть в будущее. Но последние события снова эти настроения перечеркнули.
"Ситуация по реагированию на нее напоминает ковидный период. Но фон совершенно другой. И сейчас пока ничего не понятно, нет стабильных вводных – по курсу валют, по перспективам санкций, из которых можно исходить", – говорит она.
На короткий период рынок замер. Однако о предстоящем летнем сезоне в целом эксперты говорят: некоторые зарубежные направления остаются и их станут активно продавать, но отдых там будет значительно дороже – и из-за подскочившего в цене доллара, и по сравнению с привычными раньше Турцией и Египтом. Игроки на внутреннем рынке, конечно, выиграют, в том числе и Алтай, однако и здесь поток туристов ожидается меньше, чем, например, в прошлом году.
Что делать тем, кто уже забронировал отдых
Еще в ковидное время, когда условия также постоянно менялись, туроператоры выработали алгоритмы работы. По сути, клиентам, которые уже оплатили туры, но еще не улетели, предлагались три альтернативы:
- сохранить деньги на счету оператора, чтобы ими воспользоваться позже,
- выбрать другое направление отдыха,
- сохранить то же направление, но перенести его на более поздний срок, когда ситуация изменится.
За клиентом всегда оставалось право заявить о возврате средств.
Турция и Египет
Сейчас у туристов сохраняется тот же выбор. Но с поправкой. Турция и Египет, отели в которых уже активно бронировали на майские праздники, формально остаются для россиян открытыми. То есть теоретически люди могут поехать в эти страны, как и собирались. То же самое касается и Египта.
Тем более что власти обеих стран заявили: они готовы принимать российских граждан, сообщает сайт Ростуризма.
Однако есть два важных сдерживающих фактора. Первый – цена. Из-за взлетевшего курса доллара и неясных перспектив его стабилизации предсказать, сколько туристам придется заплатить, пока невозможно. Но вырастет цена точно, и часть отдыхающих откажется от поездок, так как не сможет потянуть подорожавший тур.
"К тому же кто-то может начать думать о финансовой подушке, решит не тратить деньги в такое время на отдых", – говорит Юлия Сибирцева.
Второй фактор – еще более серьезный и от самих туристов никак не зависит. Он связан с принятой 26 февраля санкцией ЕС по запрету продажи в Россию самолетов, запчастей и оборудования к ним. Лизингодатели бортов, которые используют российские авиакомпании, разрывают с ними договоры. Так, одна AerCap объявила о прекращении сотрудничества, писал РБК. Среди ее клиентов – "Аэрофлот", S7, "Россия", "Уральские авиалинии", Nordwind Airlines и крупнейший чартерный перевозчик России Azurair.
Уже есть прецедент, когда в Стамбуле по требованию лизингодателя задержали борт "Победы".
Вернуть самолеты авиакомпании России должны до 28 марта. Эксперты предполагают, что машины останутся в России – перевозчики найдут правовые зацепки для этого. Однако перспективы их вылета в страны, где их могут задержать, остаются под большим вопросом.
По данным Александра Смирнова, главы туркомпании "Плот", в собственности отечественных авиакомпаний чуть более 200 самолетов, а 777 – в лизинге.
"Прецедент, созданный в Стамбуле, показывает, что от него не застрахованы и другие российские авиакомпании, и некоторые из них отменяют рейсы в Стамбул", – говорит он.
Впрочем, останутся авиаперевозчики Турции и Египта, но их услуги могут оказаться заметно дороже.
Европа
Небо над ЕС закрыто для российских авиакомпаний, улететь туда российскими рейсами невозможно. Сохраняется единственный шанс – съездить в дружественную Сербию, например, на самолетах сербских авиалиний, которые летают в Москву. Оттуда наземным транспортом теоретически можно при наличии шенгенской визы уехать в друге страны Европы. Но пока желающих так отдыхать нет – такие варианты рассматривают скорее те, кому необходимо выехать в Европу по работе, семейным обстоятельствам и т. д.
Азия
Это направление стало самым перспективным. Буквально с 14 марта, рассказывает Александр Смирнов, увеличивается число регулярных рейсов в страны Востока: на Бали в Индонезию, в Таиланд, Вьетнам, Индию, даже в Китай будет три рейса. Ближний Восток также открыт: Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Ирак, Иран и т. д.
Однако в этом случае нужно помнить, что, например, и в Таиланде, и во Вьетнаме по-прежнему действуют антиковидные меры.
Во-первых, турист должен быть привит от коронавируса двухкомпонентной вакциной, и сертификат должен быть действующим. Если нет, то, например, в Пхукете потребуется выдержать 5-дневный карантин в номере.
При этом уже в самой стране нужно будет сдавать тесты ПЦР.
"Мы считали еще до событий на Украине, получалось, что дополнительные затраты на все антиковидные требования для двух человек составляли порядка 40 тысяч рублей по сравнению с допандемийными временами", – говорит Юлия Сибирцева.
Но сейчас страны корректируют условия.
Александр Смирнов также считает, что цены на азиатские направления будут достаточно высокими, чтобы турпоток в эти страны был сопоставим с тем, что раньше ездил в Турцию или Египет.
Мексика, Куба и Доминикана
В последнее время эти направления набирали популярность. Сами эти страны не закрыты для России. Однако добраться туда сейчас фактически невозможно.
"Небо закрыто и над Европой, и над Канадой, и даже используемые до недавнего времени перелеты на дальнемагистральных самолетах, с учетом изменения воздушных коридоров, с очень длительным полетным временем, становятся совершенно неудобными как по цене, так и по общему времени в пути. Думаю, это сейчас просто невозможно", – говорит Александр Смирнов.
Ростуризм уже рекомендовал туроператорам приостановить продажи туров в страны Карибского бассейна, так как путь к ним лежит через закрытое воздушное пространство ЕС и Канады, пишет "Интерфакс".
В целом открытыми для туристов остаются 18 стран, сказал Смирнов. "В краткосрочной перспективе я бы не говорил о какой-то трагической ситуации в этом вопросе".
Море России
У игроков туристического рынка юга России перспективы хорошие, считает Александр Смирнов, даже несмотря на неминуемый рост цен и близость к границе с Украиной:
"Люди, которые привыкли ездить на море, все равно поедут. Это общее правило – как только закрываются заграничные направления, люди переориентируются на внутренний туризм".
Уменьшить объемы желающих может только платежеспособность населения – эксперты уверены, что многие жители перейдут в режим экономии.
Алтай
Спрос на отдых в нашем регионе предсказывают высоким, хотя и не таким ажиотажным, как в прошлом году, – опять же из-за того, что люди могут начать придерживать деньги.
"Этот год, я считаю, будет похуже прошлого. Тогда при ограниченности вариантов выездного туризма благосостояние граждан было стабильным, – говорит Смирнов. – Качественных индивидуальных туров, на которых мы в том числе специализируемся, будет меньше. Это уже сейчас чувствуется по заявкам".
Однако богатые туристы, скорее всего, обеспечат полную загрузку отелей премиум-сегмента.
"Некоторых москвичей стоимость не пугает. У нас были примеры, когда клиенты настаивали на бронировании самых дорогих номеров, скажем за 120 тыс. рублей в сутки", – привел пример Смирнов.
Но и предложений другого ценового диапазона в крае тоже много: от крепких баз со всеми удобствами до средств размещения с неблагоустроенными домиками. Предложения есть на разный вид отдыха – и для тех, кто жаждет музыки, шашлыков, веселых компаний, и для тех, кто мечтает об уединении.
"Другое дело, что сегодня московские компании с большими и объемами и оборотами "поддавливают" нас, выкупают заранее большие блоки мест на базах. И мы порой с трудом находим варианты размещения для гостей по нашим турам, хотя также готовы оплачивать их заранее – масштабы другие", – комментирует директор "Плота".
В целом, говорит он, предстоящий летний сезон, скорее всего, пройдет относительно спокойно, а вот средне– и дальнесрочная перспектива пока выглядит хуже: "Туризм крайне зависим от благосостояния граждан, а тенденции сейчас таковы, что оно может ухудшиться".