Деньги на "хромых лошадях": алтайский перевозчик терпит убытки из-за частников
Директор автотранспортного предприятия (АТП) "Новичихинское" Василий Бергер грозит закрывать перевозки из-за убыточности. По его словам, с приходом в Алтайский край сервиса по поиску попутчиков BlaBlaCar пассажиропоток резко сократился, а пандемия просто добивает его предприятие.
Извозчик частный – выбор опасный?На BlaBlaCar жалуются не только в Алтайском крае: с сервисом судились и другие российские перевозчики. Только ничего не выиграли: поиск попутчиков не противоречит существующим законам РФ. Вот только сервис давно перестал быть такой площадкой: через него давно зарабатывают "бомбилы".
"Наберут себе 8-местных машин, которые даже Ространснадзору неподвластны, и ездят. Гаишники останавливают, проверяют страховку и аптечку – и езжай себе на здоровье. Откроешь компьютер – везде эти объявления: "Довезу-увезу". Не только на BlaBlaCar, но и в соцсетях, в мессенджерах", – говорит Василий Бергер.
Частникам не нужен ГЛОНАСС и тахографы. Они не страхуют свою ответственность перед пассажирами. Им не надо платить налоги за перевозку людей. Отсюда и выгода, уверен директор Новичихинского АТП.
"Я где только ни поднимал этот вопрос: жаловался и в ассоциацию Николаю Орлову, и на автовокзал Барнаула Алексею Богданову, и замминистра транспорта Дмитрию Коровину. Волчихинский директор АТП писал письмо в прокуратуру – они ответили, что это не их дело. Полиция отписала исполнять гаишникам.
Ну, не может же каждый день человек туда-сюда по своим делам ехать с полной людей машиной! Все всё понимают, но никто ничего сделать не может. И на федеральном уровне никто почему-то эту проблему не поднимает", – вздыхает Бергер.
По мнению перевозчика, существование таксистов, зарабатывающих на BlaBlaCar, повышает аварийность: во-первых, потому что на дороге больше машин, а во-вторых – из-за отсутствия скоростных ограничений.
"Мои водители могут ехать максимум 90 км/ч. Если 95 набрал – мне уже из Барнаула звонят. Раз-два предупредят, потом накажут. А частники летят 120-130 км/ч, вот и аварии", – говорит Василий Бергер.
"Два замка уже купил"После начала пандемии пришлось совсем туго: пассажиров не стало. Из-за прекращения плановой медпомощи люди перестали ездить в больницы. Сейчас, если в автобусе набирается 4-5 человек, их уже рады везти.
"У меня загрузка 20-30% сейчас, а то и меньше. Банкротиться собираемся. Я уже два замка купил и думаю, сегодня их вешать или завтра. Один на автостанцию, другой – на гараж. На зарплату денег не хватает, на налоги кое-как собираем", – говорит директор Новичихинского АТП.
Весной два месяца предприятию выплачивали по "минималке" на каждого сотрудника. На АТП работает восемь человек: директор, четыре водителя, два кассира и кочегар.
"Апрель-май мы как-то прожили. Но осенью-то было круче в два раза! Я сравнивал ноябрь 2019 года с ноябрем 2020-го: получил 43% выручки. А расходы те же самые. Но Путин и правительство не признали нас пострадавшими. У них туризм больше пострадал, рестораны и кафе", – горько подмечает Василий Бергер.
Доходит до того, что перевозчики вынуждены не выпускать автобусы на маршруты. Из Волчихи, например, автобус до Барнаула ходит около 10 раз в месяц. А мог бы – ежедневно.
"Вот приходит водитель на работу, а я ему: "Сегодня, Вань, не поедем". Да завтра, да послезавтра то же самое. А он семью на что будет кормить? Минималку-то надо платить! Нас еще спасает то, что автобусы малогабаритные – три "Фиата" по 14 мест и "Мерседесы" по 18 мест. Расход топлива – 10 литров на 100 км. Мне хватает 3 тыс. рублей, чтобы туда-сюда съездить.
А в Волчихе, например, "Мерседесы" и "Гранбёрды" большие, по 46 мест. Им только на заправку надо 13 тыс. рублей. Вот они и не едут, пока 13 человек пассажиров не насобирают", – объясняет Бергер.
Директор АТП признается, что некоторые его коллеги уже отправляли сотрудников в отпуска без содержания. Предприятия, владеющие автобусами большой вместимости, не могут их продать, чтобы купить малые – никто не берет. А кредит взять трудно: у многих сплошные убытки.
Маршрут нерентабельныйНалоги, зарплата, бензин – это далеко не все растраты. ГЛОНАСС отнимает по 1,5 тыс. каждый месяц. Перевозчики платят за обслуживание тахографов, которые раз в три года нужно менять – это еще 25 тыс. рублей за каждый. Карточку водителя меняют тоже каждые три года – сейчас это стоит 4 тыс. рублей. Плюс содержание гаража и автостанции, ремонт машин.
"Тариф считается рентабельным, если есть 70% загрузки. Если меньше – в отделе по тарифам просто скажут не открывать маршрут. Если больше – уже выходишь на прибыль.
Я бы хоть сейчас закрывался. Но куда людей девать? У них семьи. Разбежаться можно, но в районах работы нет. Молодежь убегает с зарплаты в 15-18 тысяч. Остается вахта", – говорит Василий Бергер.
Если пересадить всех "блаблакарцев" на автобусы, пассажиропоток может вырасти в 2-3 раза, уверен перевозчик.
"У кого какая "хромая лошадь" есть – все пытаются сделать на этом деньги. На безопасность не смотрят. У этих частных извозчиков ведь даже ИП не оформлено. Кто-то должен этим заниматься, это же незаконная деятельность!" – возмущается директор предприятия.
Больше всех от закрытия АТП пострадают пенсионеры, которые не пользуются BlaBlaCar, считает Василий Бергер. Таксисты берут за поездку из Новичихи в Барнаул 5 тыс. рублей туда-обратно. Билет на автобус стоит 700 рублей в один конец.
"Туда-сюда прокатятся в больницу, выпишут лекарства, а покупать будет не на что", – подытожил перевозчик.
В 2019 году BlaBlaCar сменил стратегию развития и теперь стремится стать маркетплейсом автодорожных поездок. Приложение объединяет поездки с попутчиками и с официальными перевозчиками, то есть через него можно купить билет на автобус.
Для тех, кто возит людей "под заказ", использование платформы запрещено. Пользователей с подозрительной активностью и тех, на кого поступают жалобы, блокируют. Но они создают новые аккаунты, регистрируясь под другими номерами телефонов.