Спустя 10 лет муниципалов снова активно подключают к решению проблем в медицине
Власти Алтайского края целенаправленно идут к тому, чтобы активнее подключать города и районы к работе по оказанию медицинской помощи населению. "Это не перекладывание ответственности, а понимание, что нужно объединить усилия", – заявил губернатор Виктор Томенко 22 марта на коллегии минздрава, прошедшей в новом формате: на нее пригласили всех глав.
"Полномочия забрали, а люди остались"По закону за оказание медпомощи в крае отвечают власти региона, эти полномочия с местного уровня на краевой забрали еще в 2012 году. Тогда у медучреждений появился даже кураж, что они больше не подчиняются местным администрациям, рассказывал раньше Владимир Лещенко, глава профильного комитета краевого парламента. Он объяснял, что на централизацию пошли не от хорошей жизни — в крае оказался калейдоскоп моделей здравоохранения в разных муниципалитетах.
"Поэтому привели всех к одному знаменателю. Но, к сожалению, без необходимой поддержки. 10 лет истории – и можно возвращаться на исходную. Что получилось, то получилось", – говорил он.
"Полномочия забрали, а люди-то остались, – заявила на коллегии Светлана Агаркова, глава Алейского района и Совета муниципальных образований края. – От того, как в каждом муниципалитете организована работа по охране здоровья граждан, зависит общее политическое настроение людей".
Министр здравоохранения Дмитрий Попов назвал несколько причин, по которым сейчас вопрос участия местных властей поставили ребром.
Во-первых, выдохся ковид, который забирал все силы и ресурсы. Во-вторых, стоит беспрецедентная для региона задача сократить смертность до 9,9 человека на тысячу населения, то есть сохранить дополнительно 13 тысяч жизней. Для сравнения, план на 2023 год, согласно опубликованному на сайте минздрава края документу, – достичь показателя смертности 16,5 человека на тысячу."Чтобы добиться таких демографических показателей, нужно находить решения, которых не было в крае. Серьезность вызова требует нетривиальных решений. Достичь результата только отраслевыми решениями невозможно", – сказал Попов.
В-третьих, без участия местных властей решить острейшую кадровую проблему не получится. Наконец, к этому толкает сама специфика региона, который занимает первое место в СФО и седьмое в России по доле сельского населения. При этом уровень заболеваемости в регионе в 1,5 раза выше среднероссийского. Это, по словам Попова, требует сохранения "сверхнормативной инфраструктуры ЦРБ с усилением акцента на амбулаторной помощи, ФАПов"."Независимо от того, кто финансирует больницу или поликлинику, лечатся в них наши земляки, а значит, всем уровням власти надо работать вместе", – согласился спикер краевого заксобрания Александр Романенко.
Не по шаблонуДмитрий Попов назвал четыре основных направления по усилению работы местных властей.
Привлечение кадров. "Нужно создать условия, при которых сам будущий сотрудник готов и рад приехать в район", – обозначил министр. Снижение смертности. В крае этот показатель выше среднероссийского, а в некоторых районах серьезно превышает средний по региону. Информационное взаимодействие медорганизаций, властей и населения. Создание общественных советов при медорганизациях, в которые войдут реальные лидеры общественного мнения, что позволит ставить и решать конкретные проблемы на территории.Больше всего говорили о кадрах.
"Нам кажется правильным сделать акцент на том ключевом звене, взявшись за которое можно вытянуть всю цепь. Без решения кадровой проблемы даже новые здания и современное оборудование не дадут эффекта", – сказал Романенко.
Попов настаивал на том, что профориентацией надо начинать заниматься еще в школах. По его словам, все меньше детей выбирают в качестве ЕГЭ биологию и химию, необходимые для поступления в медуниверситет. Есть программа удаленного репетиторства для детей с мест, которая дает эффект в 71% – тех, кто потом поступает. Но ею в некоторых территориях вообще не пользуются. "Дайте шанс!" – обратился Попов к главам.
Напомнили участникам коллегии и о новых механизмах целевого обучения – для этого приняли целый закон. Уже сейчас они позволяют, по словам Попова, привлекать сотни специалистов в отрасль.
Однако Романенко отметил, что те, кто сегодня пойдут учиться, придут в отрасль "через 4-6, а то и 8 лет". И поэтому нужны меры по закреплению кадров на местах уже сейчас. Они существуют в разных районах, но, по словам Агарковой, бессистемно. Положительный опыт есть, и его надо распространять.
Свой пример привел глава Залесовского округа Александр Пластеев: в райцентре отремонтировать общежитие, чтобы предоставлять жилье медикам. Сейчас в ЦРБ не хватает 36 сотрудников. Молодые специалисты жить в домах с печным отоплением не хотят. Общежитие могло бы решить вопрос. Однако нужно предварительно не менее 60 млн рублей, округ сможет потянуть только стоимость проекта, остальные деньги нужно будет найти в вышестоящих бюджетах.
Романенко и Агаркова в связи с этим заявили, что поддерживают обращение губернатора к президенту, который попросил помочь реализовать программу строительства служебного жилья для сельских специалистов.
Попов резюмировал: "Назрела необходимость заключения соглашений с муниципалитетами по привлечению и закреплению кадров".
Впрочем, отметила Светлана Агаркова, существующие соглашения между минздравом и местными администрациями тоже не мешало бы пересмотреть.
"Считаю, документ надо расширить и конкретизировать, особенно в части обязательств, которые берет на себя минздрав края. Заключать соглашения надо не по формальному шаблону, когда один образец для всех сбросили – подписывайте и отправляйте, а применительно к каждому муниципалитету", – объяснила она.