Октановые "слезы": когда берег Оби в Барнауле перестанет источать нефтепродукты
Суд обязал Алтайкрайимущество и Росимущество в Алтайском крае и Республике Алтай рекультивировать участок водоохранной зоны на берегу Барнаульского ковша, где каждый год происходит разлив нефтепродуктов. Оба ведомства собираются подать апелляцию, не желая брать на себя ответственность за чужие "грехи". Тем временем региональный исполком ОНФ борется за внесение многострадального участка в программу "Генеральная уборка", а чиновники продолжают "отписываться" от проблемы.
Кто крайнийВ краевом управлении имущественных отношений "Толку" объяснили, что своим решением подать апелляцию не снимают с себя ответственности. Однако и чужую брать на себя не хотят. По мнению ведомства, Центральный районный суд Барнаула не установил "лица, чья деятельность привела к загрязнению земельного участка". Иными словами, истинных виновников никто не нашел и возложил ответственность за техногенное загрязнение на формальных распорядителей.
Из-за двойственного статуса участка ответственных оказаось двое: Алтайкрайимущество и территориальное управление Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай.
Замначальника управления имущественных отношений Алексей Аленников уточняет: одна часть участка является неразграниченной территорией и подпадает под юрисдикцию "Алтайкрайимущества". Другая относится к "земельным участкам федеральной принадлежности". За такую недвижимость отвечает Росимущество в Алтайском крае и Республике Алтай.
Но не это главное. По мнению Аленникова, рекультивация почвы не приведет к должному эффекту. Для того чтобы прекратить выход подземных вод со сверхнормативным содержанием нефтепродуктов, нужно ликвидировать линзу со скопившимися в ней вредными веществами. Она образовалась под нефтебазой, построенной на берегу Ковша в 1936 году. Но кто за это заплатит?
"Если после завершения судебных процедур исполнение работ на загрязненной территории будет возложено на регион и Российскую Федерацию, оплачиваться они будут за счет средств краевого и федерального бюджетов", – сказано в ответе "Алтайкрайимущества".
Чиновники признаются, что не могут ничего сделать, пока не будет окончательного решения суда. Не дожидаясь его, в ведомстве уже занимаются изучением методологии устранения подобных загрязнений. О чем также говорится в документе.
Для решения сложного вопроса управление имущественных отношений намерено сотрудничать с коллегами из Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора и регионального Росимущества. Последнее, кстати, тоже высказало свою позицию в отношении судебного решения. Чиновники намерены также подать апелляцию, считая его "незаконным и необоснованным".
Эпистолярный пинг-понгТем временем территорию в водоохранной зоне Оби год за годом заливают потоки подземных вод с нефтепродуктами. Кажется, что характерный запах никогда не покидает эти безжизненные места. Хотя, сотрудники краевого Росприроднадзора в 2019 году так ничего и не почувствовали, когда прибыли на место. Об этом говорится в ответе ведомства на обращение "экокоординатора" ОНФ, эколога Алексея Грибкова. Именно тогда стало известно, что же на самом деле творится под старой нефтебазой.
В документе сказано, что региональное управление природопользования фиксирует сообщения о разливах с 2016 года. Тогда материалы проверки были направлены в правоохранительные органы и управление следственного комитета по Октябрьскому району. Была проведена проверка в отношении компании "Газпромнефть-Терминал". Связи работы нефтяников с разливом нефтепродуктов не нашли, как и других концов, за которые можно было бы зацепиться в поисках крайнего.
Однако доследственная проверка дала хотя бы примерное представление о том, откуда на берег Барнаульского ковша льются октановые ручьи.
В ответе сказано, что источником загрязнения подземных и грунтовых вод является нефтяная линза, образовавшаяся "вследствие совокупной деятельности различных организаций", работавших здесь с 1936 года.
Как отмечает ведомство, работа данных организаций, в том числе утечки, никак не регламентировались. Так, на протяжении многих лет и происходило просачивание нефтепродуктов в толщу земли, где они и скапливались. Достигнув определенного уровня, линза начала проливаться наружу. Более подробно "Толк" писал об этом здесь.
"Учитывая изложенное, отсутствует какой-либо субъект, непосредственно от действий которого произошло накопление нефтепродуктов в слоях грунта", – сказано в ответе.
Получается, еще три года назад межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования призналось, что концов в истории с образованием линзы уже не найти. Чего нельзя сказать о нефтепродуктах. Разлив вонючей жидкости по берегу Барнаульского ковша видно даже со спутника. Каждый год грунтовые воды выносят скопившиеся за много лет вещества в линзе, чтобы пропитать грунт и унести в акваторию Оби.
Неудивительно, что весной 2022-го история повторилась. В связи с этим руководитель алтайского исполкома ОНФ Сергей Войтюк вновь обратился в краевой Роспотребнадзор с неудобными вопросами. На этот раз ответ был следующий:
"Загрязнение грунтовых вод является, предположительно, следствием функционирования нефтехранилища в XX веке. Причинно-следственная связь между функционированием нефтебазы в настоящее время и выявленным загрязнением отсутствует".
И снова вопрос о том, кто виноват, остался без ответа. Как и в остальных ответах чиновников на вопросы о судьбе загрязненной территории.
Справедливое решениеТем временем сам Войтюк уверен, что спрашивать надо именно с тех, кто на протяжении многих лет пользовался советским наследием – инфраструктурой нефтебазы. Речь идет о нефтяниках, которые на условиях частно-государственного партнерства могли бы подключиться к спасению природного объекта.
"Эти компании на протяжении многих лет пользовались советским наследием в виде готовой инфраструктуры нефтяной базы. Я думаю, что будет справедливо, если они возьмут часть ответственности за принесенный вред окружающей среде и на себя. Иначе получается странно: когда речь идет о прибыли, то это частный интерес, а как только дело доходит до ответственности, сразу пеняют на государство", – рассказал "Толку" Сергей Войтюк.
Под такие нужды есть и соответствующая государственная программа в рамках нацпроекта "Экология" – "Генеральная уборка". Вот только попасть в нее очень сложно. Так, из нее волшебным образом пропало озеро-отстойник на территории "Полиэкса" в Бийске и его же площадка сжигания. Надежды на то, что в реестр объектов внесут подземную линзу с нефтепродуктами и берег Барнаульского ковша, все же есть.
Пинг-понг продолжается. Чиновники регионального Росприроднадзора сообщили Сергею Войтюку о том, что направили разъяснительные письма в краевое минприроды с предложением предоставить информацию о включении новых объектов в список претендентов на участие в программе "Генеральная уборка". Они рапортуют: список получен. Однако из ответа совершенно не понятно, есть ли в нем барнаульский объект.
Иными словами, Министерство природных ресурсов Алтайского края указывает на региональный Росприроднадзор, мол, пострадавший участок находится в юрисдикции управления, а межрегиональное управление указывает на обязанность минприроды заявлять объекты на участие в федеральных программах по восстановлению и, конечно, на судебное решение.
В алтайском исполкоме ОНФ при этом задаются вопросом, можно ли верить ведомству, которое готово тратить миллионы на "джипы", но не может найти средства на ликвидацию экологической угрозы техногенного характера.