Толк новости
Общество |

Рубль и руль. Как в Барнауле предлагают решить проблемы с транспортом

С сезонным ростом пассажирского потока на барнаульских улицах растет и число жалоб от недовольных общественным транспортом горожан. Однако устранить причины их негодования не так уж и просто
Читать в полной версии ➔

С наступлением осени движение на дорогах Барнаула традиционно оживает, и это оживление несет уже знакомые проблемы пассажирам общественного транспорта. Городские автобусы оказываются переполнены, ожидать их приходиться подолгу, а жители спальных районов с трудом могут добраться до центра. Власти стараются оперативно реагировать, однако недовольства меньше как будто бы не становится. Как же можно спасти барнаульский общественный транспорт и сделать поездки в нем комфортнее, "Толк" обсудил с экспертами.

В тесноте и в обиде

Жители города сетуют на несколько основных бед: низкая регулярность хождения автобусов, их переполненность, само состояние техники и поведение водителей. Причем две первые "номинации" однозначно лидируют по числу жалоб.

"Обычное утро, в 60-й автобус не войти, человек пять остались ждать следующего, но не факт, что он не будет такой же. Поставьте на маршрут уже человеческие автобусы, а не эти мини-непонятно что, это же целый квест утром и после 16.00 проехать в 60-м автобусе", – такой крик души опубликовало сообщество "Черный список Барнаул" во "ВКонтакте".

В соцсетях схожими историями о наболевшем делятся и другие горожане.

"Есть замечания по конкретному остановочному пункту. Вчера пыталась уехать с Панфиловцев на работу к 8 часам, 35-й маршрут [проехал] один за 40 минут, битком, 76 -й [маршрут] – мимо, 120-й, 51-й аналогично. [Ездить] на такси – мы столько не зарабатываем", – эмоционально высказалась еще одна подписчица.

Барнаульцы также поминают недобрым словом несколько городских маршрутов, в том числе 58, 47, 77, 144 и многие-многие другие. Проблемы все те же: переполненность салонов и долгое ожидание нужного маршрута на остановке.

Об этих же бедах с банальным попаданием в автобус в утренние часы рассказала и жительница города, которая обратилась в редакцию "Толка". Она рассказала, что ей по дороге на работу приходится пропускать по два автобуса, следующих по маршруту №27, из-за их переполненности. Сесть удается лишь в третий.

"Я живу недалеко от конечно остановки на Антона Петрова. Тем, кто садится у Барнаульского зоопарка, приходится еще хуже. Там сесть в автобус вообще нереально. Это все просто ужасно!" – заявляет женщина.

Брутто и нетто

Сами перевозчики рецепты борьбы с переполненностью и нехваткой транспорта уже имеют и неоднократно о них говорили.

Так, предприниматель Антон Еньшин, чьи машины обслуживают, например, маршрут №78, буквально недавно заявлял: источник всех бед кроется в низкой стоимости проезда.

Транспортникам необходимо содержать автопарк, обслуживать технику и платить зарплату водителям. При нынешней стоимости проезда делать это в нужном объеме, как отмечал Еньшин, не получается.

А вот его коллега Олег Бесчастный предлагает иной способ решения проблем. Это брутто-контракты, при которых перевозчики будут получать средства из городского бюджета независимо от пассажиропотока.

"Все будет централизованно, и мы не будем зависеть от пассажиропотока. Москва так работает, в Кузбассе так работают. Это выход из сложившегося положения", – считает собеседник.

Нужно отметить, что городу брутто-контракты обойдутся даже не в копеечку, а, можно сказать, в "копеищу". Ранее вице-мэр города Антон Шеломенцев озвучивал примерную их стоимость: это порядка 6 млрд рублей. Городская казна такие суммы не потянет.

Руль без рук

Отдельной проблемой отрасли в Барнауле является кадровый голод, говорит Олег Бесчастный. Автобусы попросту некому водить. Как результат, по словам предпринимателя, и у него, и у его коллег простаивает в среднем порядка 30% автопарка.

При этом работа водителя общественного транспорта очень тяжела и морально, и физически, что также отпугивает потенциальных сотрудников.

Впрочем, таковых в принципе немного: в Барнауле на требуемые для вождения автобуса права категории D экзамены сдает мало людей. Которые, как отметил Бесчастный, в профессию так и не приходят.

В целом вопрос зарплаты у водителей общественного транспорта в краевой столице нуждается в отдельном изучении. Сам Олег Бесчастный данными о том, сколько же получают водители на его линиях, не поделился. Однако кое-какие данные можно найти на ресурсах, публикующих вакансии.

Например, одна из компаний-перевозчиков ищет водителя с предложением зарплаты от 50 тысяч рублей. Причем это единственная вакансия водителя автобуса городских пассажирских перевозок, которую вообще удалось найти в открытом доступе.

Решения очевидны

Решить проблемы с переполненностью транспорта можно за счет увеличения числа автобусов большой вместимости на популярных маршрутах, считает заместитель заведующего кафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ Сергей Павлов.

Впрочем, этот шаг связан с новой проблемой. Вне часа пик большие автобусы будут ездить полупустыми.

И здесь, по словам Павлова, возможны два выхода:

либо увеличить время между рейсами в периоды низкого пассажиропотока, либо же чередовать на маршрутах автобусы разной вместимости, выпуская в "пустые" часы транспорт малого калибра.

Однако вторым способом, по словам эксперта, пользуются лишь крупные перевозчики и богатые города, и встречается он весьма нечасто.

Может помочь ситуации с транспортом и увеличение стоимости проезда, однако здесь необходимы дополнительные расчеты.

"Если мы хотим ездить не стоя или хотя бы не в битком набитом автобусе и с кондиционером, то стоимость проезда нужно увеличить. Нужно менять подвижной состав: для одного перевозчика это будет стоить порядка миллиарда рублей, так как автобусы сейчас покупают за 20–30 миллионов рублей", – пояснил Павлов.

Кроме того, как считает специалист, городу нужно стремиться к созданию единого транспортного билета, который позволить горожанам экономить на пересадках. Однако для того, чтобы он появился, потребуется изменить сам формат отношений города с перевозчиками: либо приходить к какому-то соглашению, либо переходить на все те же брутто-контракты.

При этом важно добавить, что, по словам эксперта, транспортная сеть в Барнауле уже вполне развита. По крайне мере, согласно существующим нормативам транспортной обеспеченности: уголков, откуда до ближайшей остановки придется порядочно прогуляться, в Барнауле, как подчеркнул Павлов, практически нет.

Завтрашний день

Впрочем, ряд как относительно малых, так и достаточно масштабных подвижек в транспортной сфере Барнаула уже происходит.

К первой категории стоит отнести произошедшее за последнее время обновление городского транспортного арсенала. Во-первых, это новые автобусы на ходовых маршрутах краевой столицы: №35, №53, №60 и№55.

"Это не автобус, а просто сказка", – рассказал ранее "Толку" водитель нового 35-го автобуса.

Во-вторых, в городе появились новые трамваи, изготовленные в Белоруссии. Они будут ходить по маршрутам №7 и №1, что позволит перенаправить часть пассажирского потока из автобусов и маршруток.

Что же касается глобальных новшеств, то одним из них станет грядущее появление в городе транспортного МУПа. По словам Антона Шеломенцева, в Барнаул поступят низкопольные автобусы марки НЕФАЗ, которые будут курсировать по маршрутам №1 и №10. Эти транспортные линии соединяют спальные районы краевой столицы с центром и также смогут снизить нагрузку на другие рейсы и облегчить горожанам путь на работу или с работы. В особенности тем, кто живет в "новых" частях города, например на улице Сергея Ускова.

Другим же глобальным новшеством станет новая транспортная схема города. Ее разработали в 2022 году и уже поэтапно внедряют.

Например, одним из ее элементов стали выделенные полосы для общественного транспорта. Среди других важных новшеств схемы – появление новых остановок и продление троллейбусной линии по улице Взлетной от Попова до Северного Власихинского проезда. Однако оценить влияние этих перемен на практике барнаульцам еще только предстоит.

Читать в полной версии ➔