Офис – гиблое дело. Почему в Алтайском крае галопом растет спрос на удаленку
В Алтайском крае стремительно растет число вакансий с возможностью удаленной работы. Для местных работодателей это крайне тревожный тренд. За специалистов, которых и без того критически не хватает, еще активнее взялись компании из других регионов страны. Ситуацию усугубляет и тот факт, что молодежь, за которую сражаются работодатели, становится все сложнее завлечь на работу в офис: дистанционка и работа на себя для многих остаются в приоритете.
Впереди Сибири всейЗа январь – октябрь 2023 года объем вакансий с удаленной работой в Алтайском крае вырос на 155% (по сравнению с аналогичным периодом 2022-го). Такие сведения предоставили специалисты службы исследований HeadHunter.
По их данным, в регионе в текущем году открыли 5,5 тысяч подобных вакансий (5,4% от всех предложений на рынке).
Чаще всего работать из дома предлагают компании IT-сферы – на них приходится 44% предложений. Еще почти треть относится к сферам "Финансовый сектор" (16%) и "Услуги для бизнеса" (12%).
По количеству вакансий с удаленной работой в 2023 году Алтайский край занимает пятое место в Сибири. Лидирует по этому показателю Новосибирская область, в которой зафиксировали 13,1 тысячу предложений с возможностью работать из дома. А вот по доле вакансий с удаленкой на рынке, согласно данным HeadHunter, край опередил все регионы СФО.
Пробки и личная жизньРост числа вакансий с удаленкой напрямую связан с дефицитом специалистов не только в Алтайском крае, но и по всей стране. Как уточнили "Толку" в hh.ru, удаленные вакансии заявили и местные компании, и работодатели из других регионов, которые таким образом пытаются закрыть свои кадровые проблемы.
"Драйверов роста два: возможность дотянуться до кадров в другом регионе и высокая лояльность к ней соискателей, которые отдают предпочтение удаленным вакансиям. И конкурс на них всегда выше", – отметила руководитель пресс-службы hh.ru Сибирь Лилия Эсауленко.
Соискателей, которых интересует работа с дистанционным или смешанным графиком (несколько часов или дней в неделю в офисе, остальное время – из дома), стало больше, подтвердила директор кадрового агентства "Жираф" Жанна Крамарева.
По ее словам, тренд ярко проявился в пандемию – в 2020 году, когда многие распробовали работу вне офиса и поняли ее преимущества: не нужно тратить время и деньги на дорогу, можно больше спать и проводить время с близкими. И несмотря на то, что сами работодатели неохотно нанимали "удаленщиков", спрос на такой формат работы продолжал расти.
Сегодня HR-специалисты говорят, что найти сотрудников в офис становится все сложнее. К примеру, в Барнауле немаловажную роль стала играть транспортная доступность.
"Допустим, бухгалтер, который живет в районе улиц Энтузиастов и Попова, ехать на работу в район пл. Спартака категорически отказывается. То есть в центр найти людей становится очень сложно. А если работодатель предлагает вариант, когда такой специалист может выполнять задачи из дома, то кандидаты с удовольствием соглашаются. И компании в поисках решения своих кадровых проблем, а они сейчас просто катастрофические, готовы идти на такой шаг", – рассказывает Жанна Крамарева.
Ранее барнаульский девелопер Андрей Кутулуцкий в интервью "Толку" рассказывал о случаях, когда целые коллективы ставили условие собственникам: или перемещать офис в Индустриальный район, или они увольняются.
Высокий спрос на удаленку – у молодых специалистов, отмечают кадровики. Это подтвердил и опрос hh.ru: он показал, что каждый второй соискатель в возрасте 18–34 лет отдает предпочтение вакансии с дистанционкой.
"Взрослое поколение сотрудников привыкло работать по четкому графику с 9.00 до 18.00, а молодежь в эти регламенты идет очень сложно. Для них еще важен момент совмещения работы и личной жизни", – пояснила эксперт.
Критическая ситуацияО вопиющей ситуации на рынке труда говорят и цифры статистики. В марте, по данным службы исследований HeadHunter, на одну вакансию приходилось 3,8 резюме. Позже показатель продолжил снижаться и в сентябре оказался на уровне 2,7 (нормой считается 4–7,9 вакансий на место).
"Свою роль сыграли несколько факторов. Это и демографическая яма 1990-х, и пандемия, когда кандидаты стали аккуратно менять работу. Плюс мигранты не приехали, и стройки получили дефицит рабочих специальностей. Также СВО: часть людей призвали, кто-то ушел служить по контракту. Уехали туда и гражданские специалисты – строители, инженеры, врачи, учителя. Потому что там им предложили уровень оплаты труда выше, нежели в крае", – отметила Жанна Крамарева.
Плюс часть молодежи – те же выпускники, которые по идее должны были пополнить ряды сотрудников, в найм не вышли. Они, говорят эксперты, все чаще предпочитают вариант работы на себя и не по полученной специальности. К примеру, многие девушки, которые получили высшее образование, пошли работать в бьюти-индустрию – делать брови и пилить ногти.
Московские зарплаты не "перебить"Но и у подготовленных специалистов стало больше возможностей работать из дома в любом регионе. В том числе в московских компаниях, которые охотно выходят на территории России с "другим уровнем дохода". Если у них есть возможность взять экономиста, бухгалтера или юриста на удаленку, они на это идут.
Сейчас так работают и IT-специалисты. И местные компании никак не могут "перебить" уровень зарплат, которые платит им столица. А если они еще и в офис зовут, то кандидат такие предложения и вовсе не рассматривает.
Алтайскому краю переманивать из других регионов кадры намного сложнее – уровень зарплат даже с учетом роста остается ниже, чем во многих регионах страны. И если местные работодатели на это и идут, то не массово и только по узким, единичным специальностям. К примеру, если на производство нужен хороший технолог. В таком случае предприятие заинтересовано и оплатить переезд, и предложить зарплату, ради которой специалист готов будет переехать.
При этом, считают эксперты, интерес к удаленным и гибридным форматам работы будет только расти.
"И компаниям придется подстраиваться под этот тренд", – считает гендиректор Центра HR-технологий Persona Grata Марина Яворович. Уже сегодня число кандидатов, которые рассматривают вакансии в офисном режиме, сокращается, и это значительно отягощает ситуацию с поиском специалиста, особенно по сложным вакансиям:
"Если молодые инженеры-конструкторы будут выражать желание работать удаленно или гибридно, то работодатель будет к этому не готов, потому что это процессная работа, и нет инструментов контроля таких сотрудников. И у работодателя будет меньше шансов рекрутировать кандидатов".
Репутация и адаптацияПо мнению Жанны Крамаревой, в сложившейся ситуации работодателям придется комплексно подойти к вопросу найма.
В частности, нужно развивать HR-бренд – повышать узнаваемость своей компании на рынке. Ведь сейчас соискатели при рассмотрении вакансии собирают много информации о фирме, ее репутации как работодателя. И наличие негативных отзывов может оттолкнуть.
Также эксперты рекомендуют брать на работу молодых кандидатов, заниматься их адаптацией и обучением. И уделить внимание развитию корпоративной культуры, системы мотивации, чтобы не растерять коллектив, – как известно, каждый следующий сотрудник обходится компании дороже предыдущего.
И что еще немаловажно – мониторить уровень зарплат на рынке и постоянно его корректировать, чтобы текущих сотрудников не могли переманить. Ведь заменять их в текущей ситуации будет довольно непросто.