Толк новости
Общество |

Мост – катализатор. Куда катится транспорт после запуска моста на Новом рынке

Внедрение новой транспортной схемы в Барнауле началось в прошлом году и должно продолжиться после открытия моста на Новом рынке. Путепровод открыт – что дальше?
Читать в полной версии ➔

Мост на проспекте Ленина должен был стать спусковым крючком для дальнейшего внедрения новой транспортной схемы, с которой ездить по Барнаулу станет лучше, быстрее и, что называется, веселее. 30 ноября состоялось долгожданное событие – путепровод открыли, движение по нему восстановилось. А что с транспортным вопросом – сдвинулся ли он с места? Новые, старые и текущие вопросы в сфере городских пассажироперевозок "Толк" обсудил с экспертами.

Зима, полная сюрпризов

Календарная зима в Барнауле началась с глобальных перемен. 30 ноября открыли движение на мосту на проспекте Ленина, а с 1 декабря пустили по прежним маршрутам общественный транспорт. Город начал постепенно приходить в себя.

После запуска моста в краевой столице стало просторнее. Несмотря на уже привычные заторы на Павловском тракте в часы пик, пробок стало действительно меньше, поделился своими наблюдениями заместитель заведующего кафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ Сергей Павлов.

"Транспортные потоки постепенно перераспределяются, поэтому очевидно, что на дорогах стало свободнее. Неудивительно, ведь из четырех транспортных артерий, ведущих через железнодорожные пути (включая шоссе Ленточный Бор) после закрытия моста действовали только три. После запуска все вернулось на свои места, поэтому ситуация быстро стабилизировалась", – пояснил эксперт.

Перевозчики перемены тоже заметили, но не все и не везде. Часть игроков транспортной отрасли уверены, что делать выводы еще очень рано, так как с момента открытия моста прошло не так много времени. Другие склоняются к тому, что изменения есть, но пока они не ощущаются настолько, чтобы говорить о тенденции, – часть маршрутов проходит по сложным местам барнаульских дорог, где по-прежнему собираются пробки.

"Мы вернулись на свои маршруты, движение нормализовалось. Но пока говорить о том, стало ли свободнее, сложно. Водители пока сами не поняли, есть ли существенная разница", – отметил один из автоперевозчиков Барнаула Олег Бесчастный.

"Лекарство" для транспорта

Между тем реконструкция моста надавила на самые больные мозоли транспортной сферы: неидеальная маршрутная сеть, почтенный возраст подвижного состава, регулирование тарифов, вместимость автобусов и многое другое. Откладывать их решение было уже невозможно. И город принялся за процесс поэтапной модернизации. К ее запуску подошли с научной стороны.

В 2022 году московские специалисты Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) подготовили для Барнаула Комплексную схему организации транспортного обслуживания населения (КСОТО), или, проще говоря, новую транспортную схему.

"Это наукоемкий документ" внушительной толщины, как его охарактеризовал на прошлогоднем брифинге в "Сибирской медиагруппе" глава города Вячеслав Франк. В нем отразился комплекс мер по улучшению работы общественного транспорта и перспектив его развития. При этом так называемая новая транспортная схема пластична и может меняться. Например, подстраиваться под обновленный генеральный план развития Барнаула, уточнил градоначальник.

Отметим, что во время работы над документом специалисты ЦЭИ изучили состояние дорожно-транспортной инфраструктуры в моменте и учли прогнозируемый рост проживания населения в спальных районах города, ежедневную миграцию в промышленные зоны и места притяжения населения и т. д., еще летом сообщили "Толку" в мэрии Барнаула.

"К основным идеям разработчиков КСОТО можно отнести оптимизацию маршрутной сети и увеличение доли электротранспорта в общем объеме перевозок, а среди автобусов – повышение количества транспортных средств большого и среднего класса, сведение доли малых автобусов к минимуму", – рассказали в пресс-службе горадминистрации Барнаула.

Полосы "А", их плюсы и камеры

Как не раз отмечали глава города Вячеслав Франк и его заместитель по дорожному хозяйству и транспорту Антон Шеломенцев, внедрение КСОТО (стоимость ее введения тогда оценили в 4–5 млрд рублей) планировалось после стабилизации транспортной ситуации, вызванной реконструкцией моста. Однако первые шаги все же были сделаны гораздо раньше.

А началось все с выделенок. Специальные полосы для общественного транспорта, обозначенные буквой "А", обустроили еще до закрытия моста. Как отметил в одном из недавних интервью "Толку" руководитель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи Барнаула Валерий Ведяшкин, эксперимент удался.

"Для нашего города их появление стало экспериментом. И он оправдал себя. Так нам удалось обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта. Я считаю, что мы достигли ожидаемого результата. К тому же от горожан мы слышали только положительные отзывы", – рассказал он.

С руководителем комитета согласны и другие эксперты. Так, Сергей Павлов уверен, что оставить выделенки после запуска моста было разумным решением. Они до сих пор вполне оправдывают свое существование и хорошо работают на благо пассажиров общественного транспорта и перевозчиков.

"До появления выделенок автобусы и маршрутки стояли в пробках вместе с другими машинами. Сейчас же они свободно курсируют по специальным полосам. Причем выделенки не только ускоряют перемещение общественного транспорта, но и нормализуют его работу. В то же время они не настолько сильно влияют на личный транспорт. Возьмем для примера выделенную полосу на проспекте Строителей. Она заканчивается еще до моста для железнодорожных путей. Здесь все машины снова разъезжаются по трем полосам движения. И их пропускную способность они все равно не превысят, будут выделенки или нет", – заметил эксперт.

Большинство перевозчиков, включая муниципальное предприятие "Горэлектротранс", полтора года "обкатывали" нововведение и остались в целом довольны – ездить стало лучше и быстрее. Однако мера работает только наполовину, отмечает Олег Бесчастный. Движению общественного транспорта часто мешают нарушители, объезжающие пробки по относительно свободным в это время полосам "А".

"Например, на проспекте Строителей всего одна камера. Все знают, где она установлена, поэтому едут по выделенке ровно до нее, потом начинают перестраиваться, перекрывая дорогу и становится еще хуже. Толка будет больше, если установят больше камер. В целом же идея с выделенными полосами для общественного транспорта – просто потрясающая", – заметил перевозчик.

Чем длиннее, тем лучше

Еще одним шагом в части введения новой транспортной схемы стало обновление подвижного состава. Мера заработала в нескольких направлениях. Во-первых, город запустил процесс создания нового муниципального транспортного предприятия на базе Горэлектротранса.

Для него уже закупили 41 автобус большой вместимости марки НЕФАЗ. Первые партии начнут прибывать в конце уходящего – начале следующего года. Разместится автопарк на площадке, где ранее был "БарнаулПассажирТранс".

"Муниципальное предприятие, конечно, очень хорошо поможет Барнаулу. Оно сможет закрыть нерентабельные маршруты. За счет дотаций и прочего город их сможет взять на себя, что очень положительно отразится на пассажирах", – заметил Бесчастный.

Во-вторых, администрация Барнаула под конец года все же заключила долгосрочные контракты с рядом перевозчиков. "Длинные" контракты будут действовать до ноября 2030 года. В списке 17 маршрутов: №2, 9, 20, 33р, 35, 38, 40, 53, 55, 60, 70р, 73р, 75, 109,109оп, 110, 150. Главное условие сделки – ежегодное обновление подвижного состава.

Мера коснулась и предприятия Олега Бесчастного. Два маршрута (№73 и 75) будут теперь обслуживаться по госконтракту, заключенному на несколько лет. По словам эксперта, в первую очередь она направлена на стимулирование перевозчиков, чтобы те регулярно обновляли автопарки.

"А как иначе это делать? Как обновлять автопарки, когда контракт заключен на год-два? Если я завтра не выиграю аукцион, то останусь один на один с лизингами и кредитами. Все понимают, что машины стоят очень дорого, и чтобы перевозчики их окупили, нужны именно "длинные" контракты. Благодаря новой мере многим удастся немного обновиться", – пояснил собеседник "Толка"

По словам эксперта, длительные контракты позволяют еще и заложить "инфляционные проценты в ценовую политику проезда", не увеличивая плату за одну поездку. К тому же банки охотнее идут на сотрудничество с такими долгоиграющими "контрактниками", что открывает более широкие кредитные возможности для развития автопредприятий.

Кстати, власти не раз подчеркивали, что в рамках внедрения КСОТО в Барнауле делают большую ставку на обновление автопарков и увеличение числа больших автобусов. Общественный транспорт только выиграет, если на нем будет удобно и комфортно ездить. Пока же реальность такова, что в часы пик люди буквально набиваются в автотранспорт на популярных маршрутах.

В администрации Барнаула уверены, что поэтапное внедрение КСОТО со временем значительно улучшит транспортное обслуживание населения. В том числе в спальных районах города. Так, в Индустриальном районе намерены продлить троллейбусную линию по улице Взлетной от Попова до Северного Власихинского проезда. Аукцион на разработку проектной документации состоялся в середине января текущего года.

Как в Москве и Питере

Вдобавок в рамках нововведений планировалось изменить схемы движения существующих 79 маршрутов. Их хотели оптимизировать, чтобы обеспечить "максимальную транспортную доступность для жителей отдельных микрорайонов города", заверили в администрации Барнаула.

"Но модернизация маршрутов возможна только в случае заключения брутто-контрактов, когда перевозчик (как в Москве и Питере) вообще не касается вырученных денежных средств. Он будет получать оговоренную в контракте сумму. Если он откатывает в графике необходимые часы, ему просто платят по контракту и все. А вся выручка будет стекаться в город", – пояснил перевозчик.

О том, что брутто-контракты способны творить почти чудеса с городским транспортом, не раз говорили эксперты "Толка". Причем за примерами не обязательно ехать в Москву и Санкт-Петербург. Пермь в прошлом году вырвалась в лидеры среди городов России по качеству пассажироперевозок. Один из секретов успеха – те самые брутто-контракты. Но до них Барнаулу еще расти и расти. Их введению в столице Алтайского края мешает недостаточное финансирование.

"Мы рассматривали такую форму работы с перевозчиками и пришли к выводу, что бюджет города не выдержит такую нагрузку. По самым грубым оценкам на это придется ежегодно тратить более 6 миллиардов рублей, поэтому планируется поэтапное внедрение мероприятий по улучшению транспортной ситуации в городе", – в ходе одного из августовских интервью "Толку" рассказал вице-мэр Антон Шеломенцев.

Будущее в светлых и не очень тонах

Что касается дальнейшего внедрения новой транспортной схемы, то все упирается в финансирование, отмечает Сергей Павлов. Если город будет готов инвестировать в будущее общественного транспорта, то она, безусловно, заработает в полную силу.

"Но готовы ли сами горожане пересесть с личного транспорта на общественный, особенно если не будет больших пробок? А ведь это один из факторов развития транспортной сферы. Никто просто так не откажется от комфорта и мобильности собственного авто. Люди пересядут в автобусы только в том случае, если им это будет удобно и выгодно. Поэтому, на мой взгляд, упор нужно делать на преимущества", – заметил собеседник "Толка".

По словам эксперта, городской транспорт станет более привлекательным, а значит и эффективным только в том случае, если будет быстрее и дешевле, чем личные автомобили. "В других случаях преимущества общественного транспорта не работают", – добавил он.

Причем введение единого проездного билета на все виды городского транспорта могло бы стать уникальным конкурентным преимуществом. Охватить все транспортные корреспонденции единым маршрутом невозможно, поэтому части людей все равно придется ездить с пересадками. Если они будут пересаживаться с автобуса на автобус, не подсчитывая траты за каждую поездку, то это в разы увеличит привлекательность общественного транспорта, подчеркнул завкафедрой организации и безопасности движения АлтГТУ.

"Если сравнить дорожную инфраструктуру и общественный транспорт, то эффективность финансовых вложений во второе даст в масштабах города больший эффект, чем в первое. Это, конечно, звучит крамольно, но объективно. Но чтобы не делать сложных выборов, лучше гармонично и продуктивно развивать все направления дорожно-транспортной сферы", – резюмировал эксперт.

Есть менее радужные прогнозы. Так, автоперевозчик Олег Бесчастный почти уверен, что бизнес в сфере городского транспорта запросто вымрет, если не решить острый кадровый вопрос.

"Какие бы зарплаты и условия мы бы не предлагали, к нам не приходят молодые специалисты. А старые понемножку вымирают. У нас очень большая нехватка водителей. По всей отрасли порядка 50–60%. Это тяжелый труд, а молодежь хочет сидеть дома или в офисе за компьютером, быть блогерами. И сейчас у нас страшный кадровый голод", – сказал перевозчик.

А пока остается ждать, когда по городу поедут 10 новых трамваев, а потом – десятки новых автобусов большой вместимости. Согласно научной концепции развития транспорта именно на них и нужно делать ставку. И раз были сделаны предыдущие шаги в сторону светлого будущего городских пассажироперевозок, наверняка последуют и другие. О чем мы наверняка узнаем в ближайшее время.

Читать в полной версии ➔