Толк новости
Общество |

Китч или память. Архитекторы раскритиковали проект создания парка 300-летия Барнаула

Сумма потенциальных инвестиций в парк, который видят подарком барнаульцам к 300-летию города, колоссальная. Уже есть первые наработки для проектирования, но они не всем понравились
Читать в полной версии ➔

Часть архитектурного сообщества Барнаула с настороженностью отнеслась к идее воссоздать в новом парке за ТЦ "Европа" миниатюрные копии утраченных зданий – Речного вокзала, лестницы Казаринова, кинотеатра "Первомайский" и т.д. По их мнению, такое "цитирование в лоб" недопустимо. В свою очередь, автор предложения Андрей Атаджанов ссылается на заказ со стороны инициативного сообщества и свое право заявить концепцию. Он призывает коллег к аргументированной критике и разговору напрямую.

Лидер рукотворный

До 30 апреля барнаульцы голосуют за общественные территории для благоустройства по федеральной программе "Формирование комфортной городской среды" в 2025 году. В числе лидеров – площадка ул. Шумакова, 9 (за ТРЦ "Европа"), где предлагается создать парк 300-летия Барнаула. Проект активно раскручивается инициативной группой горожан, которые устраивают там субботники и вывозят мусор. А главное – ратуют за то, чтобы овраги стали не просто парком, а знаковым для города общественным пространством.

Чтобы побудить барнаульцев голосовать за него и получить финансирование, решено было показать, каким парк может стать. Для этого в конце 2023 года алтайское отделение Союза архитекторов России организовало среди студентов АГИКа конкурс проектов его благоустройства. В работу включился и архитектор Андрей Атаджанов, которому впоследствии общественники поручили доработать самые интересные решения.

Убедительность и искренность инициаторов позволили собрать более 50 тыс. рублей. Сумма очень скромная на заявленный объем. По словам Андрея Атаджанова – лишь на оплату технической работы студентов.

Коллеги похвалили команду архитекторов от общественников за интересные идеи работы со сложным рельефом, но в целом результат вызывал вопросы и критику. В частности, наполнение территории мини-копиями утраченных зданий и архитектурных объектов города: Речного вокзала, лестницы Казаринова (вела на ВДНХ, сейчас – Нагорный парк), Дворца спорта, кинотеатра "Первомайский". Их преподнесли как функциональные павильоны – визит-центр, кафе и т.д.

Архитекторы опасаются, что обывателям на первых этапах такие решения "в лоб" могут импонировать. А вот воплощенные в жизнь они вызовут другие чувства.

Получились карикатуры

Основатель бюро MDVA Дмитрий Индюков заметил, что в обосновании идеи проекта коллеги используют термин "архитектурная цитата”: "Но цитирование – это все-таки использование фрагмента объекта, который интерпретирован и вставлен в другую ситуацию".

"Я вспоминаю свои ранние студенческие работы, когда мы только начали изучать архитектуру как науку. 99% из нас делали какую-то ерунду. Я, например, проектировал для музыканта дом в виде рояля! Жуть какая, – комментирует архитектор Алексей Квасов. – Но постепенно нас учили выражать свои мысли нелинейным способом: доносить идеи не экспрессивно и в лоб, а творить иносказательно и очень аккуратно. А не так, что мы захотели напомнить о Речном вокзале – и давайте Речной вокзал поставим. Или киоск в виде Дворца спорта. Такой подход мне напоминает широко известные в архитектурной среде "здания-утки".

Он напоминает, что в проекте парка "Изумрудный" тоже использованы "цитаты" из старинной русской и немецкой архитектуры. Но там все тонко, аккуратно, осмысленно, поэтому результат воспринимается как нечто новое.

"Мне, безусловно, как и авторам проекта парка 300-летия Барнаула, жаль снесенный памятник советского модернизма Речной вокзал, жаль изуродованный Дворец спорта, который всем нам обещали восстановить, но превратили в сарай спорта. Но я думаю, это не повод делать на них карикатуры. Таким образом память о них мы не сохраним, а скорее, исказим. Предположу, что данные решения носят предварительный, эскизный характер и будут еще неоднократно дорабатываться и обсуждаться".

Выбор с привкусом политики

На данном этапе, говорят архитекторы, получился китч. "Неудачная попытка повторить объекты, которые были популярны в обществе, вызывали эмоциональный отклик, – объясняет Дмитрий Индюков. – Такая визуализация утраченного далека от искусства и высокого уровня культуры, которым должны отвечать парки. Ведь они относятся не к рядовым, а уникальным объектам".

"Ну да, в Китае тоже любят китч, – поддерживает архитектор Александр Деринг. – И то там это по-другому делают. Они сооружают модели домиков на уровне человеческого роста. Копирование объектов архитектуры в небольшом размере допустимо, но опять же при условии, что они сделаны на совесть. Например, отлиты из металла или выполнены из бетона. Тогда это парковая архитектура, а не макет под стеклом авторства школьника".

Александр Деринг призывает начать работу над проектом парка 300-летия Барнаула с расстановки приоритетов: "Что это за парк? Что мы хотим там подчеркнуть? Хотим ли мы отдать приоритет экологии, растениям, земле, рельефу? Или мы хотим застроить площадку непонятными павильонами?"

И в том числе, считает он, следует внятно ответить на вопрос: почему предпочтение отдано именно этим объектам?

"Если парк преподносится как 300-летия Барнаула, так и надо на всю историю замахиваться и подсвечивать заводской, купеческий, советский периоды и новое время, – говорит архитектор Максим Максименко. – Тогда будет логика подачи. Можно будет, например, водить экскурсии и рассказывать историю города. А сейчас это выглядит больше как политический жест. Дескать, вы снесли эти знаковые здания, а мы их все равно восстановим. Это такая "актуалочка" из текущей повестки".

Это неэтично

Однако Андрей Атаджанов в разговоре с "Толком" подчеркнул, что в СМИ представлены лишь идеи – направления для будущего проектирования парка. Заказчик – инициативная группа горожан. Это не рабочий проект, который можно начать воплощать в жизнь. Но все же представленный вариант – детище, над которым он, его команда и студенты трудятся с вдохновением, душой и всей ответственностью. Их консультируют социологи, общественники, историки.

"Когда мы начали работать, мы поняли, что парку нужно что-то особенное. Своя идея, концепция, а не просто павильоны. И этой идеей стало восстановление утраченных ключевых объектов, которые были символами нашего города и которые мы пытались в свое время как-то спасти, но не получилось. Теперь есть возможность восстановить их", – рассказывает архитектор.

Он рассказал, что конкретные объекты подобраны также осмысленно:

"Мы смотрели архитектуру, которая потенциально переживет трансформацию в парковые павильоны. Например, фасады Дворца спорта. Они сами по себе были плоскими и характерными. Мне кажется, что они неплохо переживут трансформацию в парковый павильон. Хотя это тоже вопрос спорный [могут быть и другие объекты]".

А вот от исторических объектов разработчики отказались. Памятники классической русской школы требуют восстановления на своем месте или контекстной среде, комментирует Андрей Атаджанов.

"Все объекты, которые мы рассмотрели с Данилом Дегтяревым (общественник, историк. – Прим. ред.), оказались сложные и тяжелые. Например, мы пытались вписать в проект гостиницу "Империал" (напоминала ресторан "Русский чай", в 1997 году сгорела, на ее месте стоит ТЦ "Воскресенье". – Прим. ред.). Это серьезный памятник. Если сделать его в урезанном виде, то архитектура теряется. Советская архитектура немного другая".

Но он подчеркивает, что проект находится даже не на стадии эскизной проработки. Пока дорабатывается самый главный документ – генеральный план парка, который показывает всю его организацию, а также разъясняет решения. Поэтому Андрей Атаджанов удивлен комментариями своей работы со стороны коллег. Ведь ранее они ей не интересовались.

"У меня никто, кроме Виктора Четошникова (главный архитектор Алтайского края.– Прим ред.), проект не спрашивал, – говорит автор. – Судить о нем в целом по трем картинкам? Не знаю, насколько это правильно и профессионально. Повторюсь: [своей работой и предложениями] мы пытаемся только заложить идеи создания парка. Их запросила инициативная группа, и мы их дали. Разработка [эскиза и рабочего проекта] должна идти на другом уровне. У нас просто нет возможности работать на другом уровне [из-за отсутствия заказа, времени и финансирования]".

В свою очередь Виктор Четошников воздержался от расширенных комментариев. Он заметил, что концепция еще официально не презентована и у него есть только сведения из СМИ.

"Концепция "цитат" мне нравится, но это лишь часть общего решения", – заметил он.

Нужен диалог

Комментируя отзыв коллег о том, что предложенные решения – это китч, Атаджанов заметил: он имеет право на свое авторское видение. Также он готов услышать критику, но конструктивную – с обоснованиями, а не на уровне "мне нравится – не нравится".

"Мы же все общаемся, но никто не попросил показать наработки. А я не стал навязывать их", – заметил он.

Чтобы выстроить работу дальше, говорит архитектор, следует собрать круглый стол. Там также поднять вопросы земли, вынутого грунта, гаражей на территории будущего парка.

К общению призывают и его коллеги. Так, Александр Деринг настаивает на том, что такие знаковые для города проекты должны скрупулезно прорабатываться, а лучшие идеи следует выбирать на конкурсе проектов.

Но пока такой диалог не состоялся. Между тем именно региональное отделение Союза архитекторов было в авангарде старта поиска идеи для парка 300-летия Барнаула. Но почему-то его члены до сих пор не собрались в тесном кругу, чтобы в жарких спорах найти самые лучшие решения для знакового для города объекта.

И еще: отсутствие финансирования – не оправдание слабым и наивным решениям, настаивает архитектор Алексей Квасов. По его словам, тот же "Изумрудный" многими проектировался фактически на голом энтузиазме:

"И часто так бывает, что архитекторы, работая на энтузиазме, делают по-настоящему крутые вещи, потому что хотят себя проявить. Это обратная сторона медали. Если человек гонится только за деньгами, теряется творчество, как правило, решения получаются сухими и неинтересными".

Время и деньги

Между тем затраты на строительство парка в Индустриальном районе на территории с рельефом, испещренными оврагами, будут колоссальными. В предложенном варианте со зданиями на колоннах, озером и массивом бетонных дорожек бюджет может оказаться выше, чем для "Изумрудного". На последний, следует из публичных комментариев лидера проекта Владислава Вакаева, ушло более 400 млн рублей. Большая часть из них – по федеральной программе.

"Есть формула, на которую можно опираться, чтобы прикинуть предстоящее финансирование. Так, КБ "Стрелка" сообщал, что на каждый гектар следует заложить 20 млн", – говорит Вакаев.

Но речь идет о территориях с ровным рельефом и уже каким-то озеленением. В случае когда нужно все засаживать деревьями и работать с рельефом, сумма может существенно вырасти.

Потому, надеются общественники и неравнодушные горожане, парк 300-летия Барнаула получит дополнительное финансирование. Чтобы к знаковой дате горожане получили достойный подарок. Конечно, в этом случае проектирование должно быть на высоте.

Читать в полной версии ➔