Сорванный объект. Экс-подрядчик озвучил свою версию проблем с развязкой в Барнауле
Бывший на сегодняшний день подрядчик трехуровневой развязки на въезде в Барнаул попытался оспорить расторжение контракта на строительство. Свои доводы московская компания "РСК" изложила в письме на имя руководителя "Алтайавтодора" Василия Мотуза, которое находится в распоряжении "Толка". В тексте перечислены примеры нарушений сроков, в том числе перечисления авансовых платежей, со стороны заказчика. По мнению москвичей, все это могло негативно отразиться на ходе строительства и привело к срыву сроков ввода объекта в эксплуатацию.
По информации нашей редакции, письмо с подписью нового гендиректора компании Александра Шворы было направлено заказчику, дабы урегулировать разногласия, возникшие из-за срыва сроков строительства развязки. В обоснование переноса запуска объекта в нем говорится о четырех нарушениях. 108 дней до аванса и проектные "ляпы"Так, в письме говорится, что заказчик якобы более чем на три месяца (108 дней) задержал выплату аванса. В соответствии с условиями контракта деньги должны были перечислить в течение 10 дней с момента предоставления счета. С середины января 2024 года компания начала запрашивать данные о том, когда ждать оплаты.
В феврале заказчик известил исполнителя "об отсутствии информации о сроках доведения предельных объемов финансирования". В марте исполнитель предупредил, что отсутствие денег может не лучшим образом отразиться на строительстве, на что получил ответ, аналогичный первому, сказано в письме. В итоге из-за нехватки стройматериалов под вопросом оказалось обустройство левоповоротного съезда, уточняется в документе. Деньги подрядчик все же получил, но только 18 апреля 2024 года.
Еще один пункт касается сроков рассмотрения рабочей документации (РД) и внесения изменений в проект в ходе экспертного сопровождения. По словам автора письма, по условиям контракта подрядчик должен был своими силами разработать РД. В одном из писем (его выходные данные указаны в документе) заказчик сообщил, что на рассмотрение документации отводится 20 рабочих дней, а на повторное рассмотрение – 10 рабочих дней.
"Заказчиком неоднократно нарушался данный срок рассмотрения РД, что отмечалось в письмах ООО "РСК"", – говорится в тексте с указанием двух писем, иллюстрирующих ситуацию: от мая 2023 года и апреля 2024-го.
В итоге общий срок рассмотрения и согласования рабочей документации составил шесть месяцев, "что повлияло на увеличение сроков начала работ по устройству подпорных стен", говорится в письме.
Дело осложнялось несоответствием чертежей в отдельных томах, утверждается в обращении подрядчика. Причем речь идет о проекте, который благополучно прошел государственную экспертизу. Переделки и их согласование в форме экспертного сопровождения также отразились на сроках реконструкции развязки, отмечается в тексте. В частности, в нем говорится, что из-за этого пришлось корректировать рабочие документы для большого кольца, что на четыре месяца увеличило срок обустройства ростверков малых путепроводов.
Бор и земля у шашлычнойДалее в письме говорится о срыве сроков при передаче подрядчику строительной площадки. Несмотря на то, что акт приемки был подписан в феврале 2023 года, фактически стройплощадка стала пригодна для проведения работ спустя несколько месяцев – в июне 2023-го, утверждает компания-исполнитель. Срыв сроков составил 147 дней (почти пять месяцев).
Причина – земли лесного фонда, где нельзя проводить вырубки зеленых насаждений без соответствующей санкции. Напомним: в пятно застройки попали два участка леса вдоль шоссе Ленточный Бор. Без вырубки деревьев работы в их границах были невозможны. В итоге разрешение на снос растений все же было получено в виде копии безвозмездного договора пользования, заключенного между "Алтайавтодором" и региональным минприроды, говорится в письме. Дата подписания – 16 июня 2024 года, уточняет его автор.
Сложности якобы возникли и с размером стройплощадки. Для обеспечения процесса предполагалось использовать шесть земельных участков, которые на тот момент находились в частной собственности. По информации подрядчика, они вошли в акт приема-передачи площадки, а пять из них и вовсе были указаны в проекте.
В их числе надел владельца кафе "У Григорича" Левона Хачатряна на Змеиногорском тракте, 118ж, примыкающий к территории нового придорожного комплекса с литерой "118и". Как следует из письма подрядчика, компания запросила информацию об участке, на что получила ответ, что право собственности "Алтайавтодора" "на данный участок не распространяется".
Аналогичная ситуация возникла и с остальными пятью наделами. Как следует из документа, "размещение на них строительной площадки не представляется возможным". В связи с этим, отмечает составитель, фактические размеры стройплощадки оказались меньше ожидаемых. Между тем на ней предполагалось разместить не только сам объект, но и временные здания для обслуживания работников, стройматериалы и тяжелую технику.
"Данный факт оказал существенное влияние на сроки строительства – монтажных работ – в связи с наличием стесняющего фактора, не учтенного проектной документацией", – отмечается в письме.
Резюме обращения свелось к простому тезису – нарушение сроков произошло "по не зависящим от подрядчика обстоятельствам". На основании вышеизложенных фактов компания попросила отменить решение об одностороннем расторжении госконтракта и заключить дополнительное соглашение, увеличив сроки сдачи объекта.
Судя по тому, что контракт все же был расторгнут, доводы не возымели ожидаемого действия. Однако судить однозначно об этом еще рано. Чтобы внести ясность в сложившуюся ситуацию, "Толк" направил запрос в минтранс Алтайского края (к нему относится "Алтайавтодор").
Предновогодний "подарок"А пока напомним, как развивалась ситуация. Известие о том, что "Алтайавтодор" в одностороннем порядке расторг контракт с подрядчиком новой развязки, прогремело буквально перед Новым годом. Соответствующая пометка появилась на официальном сайте госзакупок 28 декабря 2024 года.
Претензии к компании "РСК" заказчик изложил в решении, опубликованном десятью днями ранее (17 декабря 2024 года) на той же площадке. При его принятии в ведомстве руководствовались статьями Гражданского кодекса и нормами Федерального закона №44-ФЗ ("О контрактной системе"), сказано в документе.
В нем также говорится, что на 12 декабря объем неисполненных обязательств компании перед заказчиком составил более 963 млн рублей, а сумма неотработанного аванса – около 460 млн рублей. На требования ускориться подрядчик якобы не реагировал.
В целом же доводы решения мало чем отличаются от заявлений, озвученных в конце ноября прошлого года, когда стало понятно, что развязку не запустят вовремя. В ходе организованной на объекте пресс-конференции заказчик и представитель подрядчика довольно развернуто объяснили причины переноса сроков сдачи развязки. В их числе были названы: неверные управленческие решения, залповые ливни, дефицит кадров, санкции и т. д. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
Любопытно, что о разрыве контракта тогда не было сказано ни слова. Наоборот, казалось, что обе стороны настроены на дальнейшее сотрудничество. Например, об этом свидетельствовал сам факт того, что они строили совместные планы на будущее – доделать объект к лету 2025 года.
Все резко изменилось после заявления вице-премьера правительства Алтайского края Александра Климина о готовности расторгнуть госконтракт с компанией "РСК". Оно прозвучало 5 декабря на заседании правительства региона, где подводили "дорожные итоги" 2024 года. На сегодняшний день итоги таковы, что объект временно "завис" на более чем 80% готовности. Ранее подрядчик уточнил: на развязке осталось уложить асфальт на отдельных участках и провести благоустройство объекта.
В завершение отметим, что у московской компании настали не самые лучшие времена. По информации российских СМИ, известно, что в ряде регионов также были допущены срывы сроков строительства довольно крупных объектов. Тем не менее не во всех из них пошли на расторжение контрактов. Например, власти Южно-Сахалинска приняли решение продолжить работу с подрядчиком. Областной депутат Михаил Черевик объяснил это тем, что исполнителя контролирует Промсвязьбанк, который и будет "спасать предприятие", в том числе в контексте финансов.