12 "белорусов" плюсом: что известно о новых трамваях для Барнаула за 742 млн рублей
Парк электротранспорта в краевой столице продолжает обновляться. В Барнауле уже обкатали девять новых троллейбусов из Вологды. Машины с мегазапасом автономного хода скоро отправятся в рейсы. Следующие на очереди – новые низкопольные трамваи. Дюжина современных вагонов прибудет в город до июля 2026-го. Первые шесть единиц привезут уже в этом году. Что известно о новом подвижном составе? "Толк" собрал все известные на сегодняшний день факты.
И снова здравствуйтеНовые трамваи приедут из Белоруссии. Их изготовят на известном в Барнауле (по предыдущей партии вагонов) предприятии – "Белкоммунмаш".
Поставку осуществит финансово-промышленная группа "Карьерные машины". Летом этого года крупное красноярское предприятие выиграло соответствующий тендер. Заказчиком закупки выступил "Алтайавтодор" (относится к минтрансу Алтайского края).
Для Барнаула закупят 12 единиц той же новейшей модели Т811 (она обозначена в источниках как БКМ 802Е), что и в 2022 году. Вагоны будут низкопольными, оснащенными современной электроникой и оборудованием. Кузова – современные, обтекаемой формы.
"Цветовая гамма нового подвижного состава подобрана в соответствии с пожеланиями администрации Барнаула с учетом текущего цвета оформления парка общественного транспорта. Вопросы дальнейшего брендирования новых трамваев и троллейбусов, распределения их на муниципальных маршрутах находятся в компетенции администрации", – рассказали "Толку" в минтрансе региона.
Иными словами, белорусская дюжина, судя по всему, внешне будет мало чем отличаться от уже освоившихся в городе рубиново-красных вагонов с низким полом и аппарелью. Это предположение подтвердил и красноярский поставщик.
Модернизация одних и обучение другихВ компании также пояснили, что финансово-промышленная группа тесно сотрудничает как с белорусским партнером, так и с Алтайским краем. Так что каких-то сложностей с поставкой новой партии не будет. В том числе с качеством подвижного состава.
Напомним, ситуация с первыми белорусскими трамваями (сход с рельсов, неоднократный выход из строя отдельных единиц) вызвала ряд вопросов. По словам министра транспорта Андрея Подоляна, вагоны простаивали из-за проблем с качеством сборки.
"Новые трамваи будут изготовлены с учетом опыта эксплуатации первой партии. Они модернизированы. Производитель учел все вопросы и пожелания со стороны эксплуатирующей организации, в том числе в части ряда комплектующих", – подчеркнули в компании "Карьерные машины".
И добавили, что сложная ситуация с вагонами могла возникнуть не только по чисто техническим причинам, но и из-за их эксплуатации. Этот вопрос намерены закрыть, обучив сотрудников "Горэлектротранса". Вероятно, обучение будет проходить на площадке представительства финансово-промышленной группы в Барнауле. Ее же используют как базу для гарантийного обслуживания. Данная опция отдельной графой прописана в условиях госконтракта. Для этого подрядчик уже подбирает высококвалифицированных специалистов.
"Компании-поставщики обязаны обеспечить доступный склад запасных частей и устранять любые выявленные гарантийные неисправности в течение 10 суток", – отметили в пресс-службе краевого министерства транспорта, прокомментировав закупку не только трамваев, но и новых троллейбусов.
В 2025 году наш регион заключил два контракта на поставку электротранспорта. Один – на закупку трамваев (стоимостью 742 млн рублей), другой – на приобретение троллейбусов (более 219 млн рублей). Общая сумма составила свыше 900 млн рублей. Деньги выделили из краевого бюджета в рамках региональной программы "Развитие транспортной системы Алтайского края". Все единицы электротранспорта предназначены для обслуживания барнаульских пассажиров. Трамвайный ренессансПоставка трамваев будет поэтапной – по две единицы за раз. Шесть машин прибудут в Барнаул уже в этом году, сообщили "Толку" в минтрансе Алтайского края. Как отметили в компании-поставщике, планируется, что первые две единицы привезут в Барнаул уже в октябре. Трамваи приедут в краевую столицу на тралах. Отгрузка пройдет в трамвайном депо №3 "Горэлектротранса" на улице Гридасова.
По имеющейся у "Толка" информации, трамваи будут выводить на линию также поэтапно, по мере поступления. Такой сценарий не исключает и сам подрядчик. Как бы то ни было, но выход в рейс точно не будет быстрым. Как показывает практика прошлого года, перед выходом на маршруты вагоны должны пройти ряд подготовительных процедур: обкатку, ввод в эксплуатацию, передачу на баланс города, оформление полисов страхования и т. д.
"Выход трамваев на линию – это дело обозримого будущего. И надеемся, что они будут радовать барнаульцев", – резюмировали в красноярской компании.
Какие опции заложили в новую партию? Плюс-минус такие же, что и в предыдущую. Трамваи будут вмещать 150 пассажиров. Сидячих мест – не менее 33. Салон оснастят системами отопления и кондиционирования, видеокамерами, тепло– и звукоизоляцией, окнами с форточками, USB-розетками для зарядки гаджетов, валидаторами, откидной рампой, системой противопожарной безопасности, видеорегистратором и другими нужными и полезными фишками.
Отметим, что помимо электротранспорта в этом году Алтайский край закупит 31 автобус для организации автобусных маршрутов между муниципалитетами, рассказали в министерстве транспорта региона. Что касается Барнаула, то покупкой автобусов, троллейбусов и трамваев модернизация сферы общественного транспорта, вероятно, ограничена не будет.
"Дальнейшая работа по обновлению парка общественного транспорта будет продолжена с учетом финансовых возможностей региона", – подчеркнули в минтрансе.