Еще один трамвай из закупленной в Белоруссии партии вагонов прибудет в краевую столицу в начале следующей недели. Пока он в пути, корреспонденты "Толка" осмотрели уже прибывших новичков
Многие горожане с нетерпением ждут выхода на линию новых трамваев. Как не раз уточняли эксперты, белорусские вагоны надежные и рассчитаны на суровые сибирские условия. На улицах Барнаула они появятся до конца 2023 года. Пока же в депо №3 стоят первые пять низкопольных единиц из 10. Чем они отличаются от устаревших версий и почему не могут выйти на линию прямо сейчас? На эти вопросы ответили представители минтранса Алтайского края и Горэлектротранса (ГЭТ). Как выглядит первая пятерка – в нашем фоторепортаже.
Сроки и прогнозы
Первый вагон из белорусской партии прибыл в Барнаул в мае. За лето привезли еще четыре единицы. Шестой трамвай уже на подъезде к городу.
"В 2022 году был заключен контракт на поставку 10 трамваев на общую сумму 716,4 млн рублей. Поставка планировалась до 1 апреля этого года. Однако ввиду нестабильной экономической обстановки в мире и нарушения сроков поставок комплектующих к нам обратились производитель вагонов – завод "Белкоммунмаш" – и поставщик с просьбой по объективным причинам перенести время отгрузки вагонов", – рассказал главный специалист отдела автотранспорта управления по транспорту минтранса Алтайского края Николай Ильинский.
Он добавил, что власти региона пошли навстречу и сроки были скорректированы. В настоящий момент в город прибыла половина партии. Это пять трамваев, полностью соответствующих заявленным в госконтракте характеристикам.
"Шестая единица в пути. Ее поставка запланирована на понедельник следующей недели. В ноябре ожидается исполнение контракта в полном объеме. Ввиду выше обозначенных причин это прогнозный срок, но надеемся, он будет соблюден", – уточнил Ильинский.
Трамваи выйдут на линию, когда все 10 вагонов окажутся в Барнауле и пройдут необходимые процедуры подготовки и оформления.
Сибирская выдержка
Новый подвижной состав хорошо приспособлен к сибирским условиям. Благодаря использованию новейших технологий, композитных материалов и современных агрегатов вагоны выдержат любую непогоду и перепады температур, еще летом рассказали "Толку" на заводе-изготовителе. Причем аналогичные уже неплохо себя показали в Красноярске, подчеркнул Николай Ильинский.
"Этот тип вагонов подходит для эксплуатации в пределах температур: от +40 до -40 градусов. Я думаю, что никаких проблем с их запуском в Барнауле не будет", – подтвердил директор Горэлектротранса Николай Петряшин.
Кстати, первая пятерка трамваев уже прошли пусконаладку. Настройку подвижного состава производил приехавший в краевую столицу специалист предприятия-изготовителя.
"После этого каждый трамвай ставится на консервацию. Мы займемся вагонами после того, как их передадут из комитета по имуществу города на баланс нашего предприятия, а это произойдет только по прибытию оставшихся единиц", – пояснил Петряшин.
Он добавил, что необходимые процедуры могут занять около месяца. С большой вероятностью трамваи, если они прибудут в ноябре, выйдут на линию еще до нового года.
Самый длинный маршрут
Подготовка требуется не только вагонам, но и водителям. Они пройдут короткосрочное обучение (у ГЭТ есть соответствующая лицензия).
"Особых сложностей нет, потому что этот тип подвижного состава имеет ручное управление, как и уже эксплуатирующиеся вагоны. В первую очередь водителям предстоит освоить современный пульт управления", – отметил Николай Петряшин.
Предприятию предстоит подготовить порядка 40 водителей, что займет около недели. Причем экипажи укомплектуют полностью. Вместе с водителями на новых трамваях будут работать и кондукторы.
Новые трамваи планируют пустить по самому длинному маршруту – №7. Не исключено, что часть из них отправится по маршруту №1.
Подарок к Новому году
Краевые власти закупили для Барнаула современные, модернизированные низкопольные трамваи серии 802Е. Их изготовили в Белоруссии на предприятии BKM Holding.
От старых версий трамваев они отличаются плавностью хода, в чем уже убедились работники Горэлектротранса. Вместе с сотрудником завода-изготовителя они проехали по территории депо.
Кроме того, у вагонов низкий пол, четыре двери для более удобной посадки и увеличения пропускной способности вагона на вход и выход пассажиров. Обеспечен доступ в транспорт и комфорт езды для маломобильных групп населения.
"Это современные, качественные трамваи. Они оборудованы кондиционерами, видеокамерами, с помощью которых водитель может контролировать происходящее в салоне и вокруг вагона", – заметил Николай Ильинский.
Все эти преимущества горожане смогут оценить после того, как вагоны отправятся в первые рейсы. Благодаря "космическому" экстерьеру и рубиново-красному оттенку кузова не заметить их в городе будет сложно.