Почему элиты и власти Алтая столкнулись при назначении глав в городах и районах
Процесс назначения глав в районах и городах края, который захватит конец этого и начало 2023 года, обозначил неожиданную политическую коллизию. Основными игроками этих процессов стали местные элиты, "Единая Россия", краевые депутаты и внутриполитический блок правительства региона. Причем в разных территориях они могут выступать и как союзники, и как оппоненты. Это заставило говорить о "брожениях" внутри властных кругов, раньше шедших единым фронтом, и даже о формировании группы слишком самостоятельных депутатов внутри фракции "Единая Россия" в краевом парламенте.
И союзники, и соперникиВ этом и начале следующего года назначили или еще назначат 43 главы, в том числе в Бийске и Рубцовске. Примерно в половине из них конкурсы уже прошли, в большинстве случаев – спокойно. Однако назначения в самых "горячих" районах и городах еще впереди. В первую очередь речь идет о Бийске, Рубцовске, Павловском и Алтайском районах.
В Бийске, по данным "Толка", совпали позиции местных и краевых единороссов, а также властей региона по поводу кандидатуры молодого Виктора Щигрева, сейчас – замглавы Смоленского района. Но неожиданный сюрприз преподнес еще действующий мэр Александр Студеникин – его участие никто и не рассматривал, а он сам подал документы на конкурс в последний момент.
Как рассказывают источники из Бийска, на такое решение мог повлиять комплекс факторов: его будущее якобы с ним в принципе не обсудил никто из руководителей края, уровень поддержки среди населения у него не провальный, плюс часть действующей команды заинтересована в сохранении статуса-кво. Но шансов, что его поддержат, крайне мало – отношения с думой у него "перпендикулярные". Однако очаг сопротивления он создал.
В Павловском районе, предположительно, в разных углах ринга оказались краевой внутриполитический блок с одной стороны и с другой – местные единороссы, команда администрации (ее поддерживает экс-глава, а сейчас министр транспорта края Антон Воронов) и депутаты краевого заксобрания по этому округу.
В Алтайском районе по одну сторону "баррикад" оказались местные элиты и краевой депутат по округу, по другую – власти региона и руководство "Единой России".
А в Рубцовске, писал "Банкфакс", могли идти сложные договорные процессы между командой действующего мэра, краевыми единороссами и правительством. Причем якобы в партии власти к кандидатуре градоначальника относятся сдержанно, то в кабмине – одобрительно.
Таким образом, борьба за посты глав из плоскости партийно-идеологической перешла в противостояние элит, причем в каждом конкретном случае – в разных конфигурациях, когда одни и те же игроки оказываются то союзниками, то соперниками.
Ершистые депутатыНа этом фоне стали говорить о том, что ряд депутатов краевого парламента, преимущественно предпринимателей, отстаивающих интересы на своих округах, формируют группу "несогласных" с линией партии, а то и с правительством края – в части позиции по местной политике. В основном это крупные предприниматели, погруженные в повестку своих округов.
Этот пул парламентариев обозначился как "ершистый" с самого начала созыва заксобрания, когда на первом заседании фракции они призвали руководство и партии, и края адекватно оценивать результаты кампании и не называть победой сокращение своего состава на треть и трехкратное увеличение представительства КПРФ.
При этом с руководителем фракции – Сергеем Прибом – у них вполне конструктивные отношения.
Однако сам Приб категорически опровергает какие-то политические противоречия во фракции и тем более противостояние депутатов, а предлагает оценить происходящее под другим углом.
По его словам, желающих пообсуждать политическую ситуацию в Алтайском крае очень много – "все готовы комментировать и давать советы".
"Но чтобы делать это корректно, нужно побывать в центре событий, поучаствовать в принятии ключевых для Алтайского края решений, понять, что политика – это всегда решения с долгоиграющими последствиями".
Приб подчеркивает: составы фракции предыдущего и текущего созывов совершенно разные. В седьмом созыве было большинство, сейчас – 31 депутат, то есть меньше половины парламента.
"Да, выборы дали такой результат. Мы в несколько этапов провели "разбор полетов". Первое заседание фракции было очень сложным. Выслушали всех, проанализировали причины.
Все мы люди совершенно разные по возрасту, по взглядам, по амбициям, по опыту, по роду деятельности. И все лидеры. У многих бизнес, некоторые руководят многотысячными коллективами. Моя задача – работать со всеми, формировать общую канву взглядов, сглаживать углы, выводить фракцию к конструктивному взаимодействию", – сказал Сергей Приб.
По его словам, у каждой территории есть своя специфика.
"Стоит понимать, что наши депутаты живут на округах, они знают людей, проблемы, настроения – все, что там происходит. Мы учитываем, что жизнь в федеральном центре, региональной столице и удаленном населенном пункте кардинально отличается.
Депутаты транслируют на уровень края не свои личные представления и мысли, а результаты сотрудничества со своими избирателями и депутатами муниципалитетов.
На обсуждение, безусловно, мы берем все предложения, взгляды и мнения. Это позволяет избежать неправильных действий. Да, порой у нас происходят очень бурные дискуссии с доказательной базой, спорами. И в итоге мы всегда вырабатываем комплексные, рациональные решения", – объяснил Сергей Приб.
Он подчеркнул, никто во фракции никогда не шел вразрез политике партии:
"Мы всегда открыто обсуждаем вопросы. В том числе с [губернатором] Виктором Петровичем Томенко и со [спикером АКЗС] Александром Алексеевичем Романенко. Пусть не всегда с первого раза приходим к конструктивным решениям. Но мы работаем вместе, слышим и понимаем друг друга, добиваемся результата".
Но при этом, отметил Приб, каждый депутат остается самостоятельной политической фигурой, представителем избирателей:
"Несмотря на то что мы стараемся действовать координированно, каждый имеет право остаться при своем мнении во время голосования. Это тоже один из способов принимать объективные, верные решения, сохраняя сбалансированной работу фракции", – резюмировал он.
Интересы не партий, а бизнес-группПолитолог Ярослава Шашкова обращает внимание, что все "сложные" по назначению глав территории относятся к числу экономически крепких, с реальными или потенциальными ресурсами. Поэтому они являются предметом внимания различных бизнес-групп. И здесь сталкиваются интересы не столько политических соперников, сколько различных заинтересантов от бизнеса, "облаченных в том числе в партийный облик или наделенных депутатскими мандатами".
"А учитывая, что наши администрации порой как-то связаны с бизнес-группами, то каждые будут решать свои задачи", – отметила Шашкова.
Вторым действующим фактором в этой ситуации может быть приближение губернаторских выборов в 2023 году, считает политолог. По ее мнению, для их успешного прохождения для властей важно иметь на местах лояльных глав, которые, в свою очередь, будут влиять на местных депутатов. А их роль на выборах губернатора важна – они обеспечивают прохождение кандидатами муниципального фильтра (все претенденты на пост глав региона должны собрать в поддержку 7% голосов от общего числа муниципальных депутатов).
"И для бизнес-групп это тоже способ выстраивания отношений с краевой властью, с администрациями. Они будут стараться вести свою игру и, получая контроль над муниципалитетами, диктовать свои условия", – полагает Ярослава Шашкова.
Участники процессов на местах говорят и о другой причине возникших противостояний – о нежелании краевых властей видеть реальную политическую ситуацию на местах, игнорирование системы сложивших отношений элит в муниципалитетах и даже политическую недальновидность.
Хотя Николай Губерт, глава департамента внутренней политики края, в недавнем интервью "Толку" рассказал, что видит одной и основных своих задач недопущение влияния межличностных отношений на ситуацию дел в муниципалитетах.
"Такие отношения ни в коем случае не должны определять ситуацию ни в одной территории", – сказал он, подчеркнув, что и главы, и депутаты должны двигаться в едином русле в интересах прежде всего населения.