По мнению Николая Губерта, причиной конфликтов между главами и депутатами часто становятся "просто недопонимание или разная позиция по решению одной и той же проблемы, отсутствие договороспособности"
Николай Губерт, более 10 лет работавший главой Завьяловского района, в начале ноября стал начальником краевого департамента внутренней политики. Он возглавил ведомство после серьезной критики работы департамента, в разгар массового назначения глав городов и районов, в некоторых из которых идет настоящая борьба за пост с участием краевых игроков. В интервью "Толку" Губерт рассказал, почему первой задачей видит устранение фактора личных отношений из местной политики, когда департамент будет выступать третьей стороной и сколько раз в день ему звонят главы.
"Договоренностей быть не может"
– Как сказал недавно один депутат о вас: "У него сложная задача – пришел, а надо 40 глав назначать". Вы действительно в непростой период вступили в должность. Для вас это проверка на прочность или рабочая ситуация?
– Ответственность на самом деле большая. 43 территории, где избираются главы (новыми составами депутатов после истечения срока полномочий. – Прим. ред.). Но за назначением сейчас стоит еще пятилетний срок их работы потом, чтобы население было удовлетворено качеством жизни, чтобы решались каждодневные проблемы, и это большой пласт работы. Поэтому подборка кандидатур – это очень серьезный вопрос.
Процесс этот, конечно, происходит не в ручном режиме. В выдвижении участвуют партии, конкурсные комиссии отбирают кандидатов. Да, непростая история. Но в большинстве территорий, где конкурсы уже прошли, мы видим, что все происходит в рабочем режиме – в основном остались прежние главы. Новых – семь человек.
– Почему сменились эти семь?
– Кто-то ушел на заслуженный отдых, кто-то, как я, сменил работу. Это естественные процессы.
– Когда вы пришли, процесс назначения глав, отбора кандидатов уже был запущен. Вы как-то влияли на него?
– Нет, конечно. Как я мог это сделать, если большинство комиссий уже приняли документы, а где-то даже прошли конкурсы и депутаты приняли решения о назначении? Так что мы имеем то, что имеем, и с этим работаем.
– В Павловском и Алтайском районах сейчас довольно напряженные ситуации с назначением глав, в том числе якобы из-за разногласий с позицией края. Вы можете прокомментировать ситуации в этих районах?
– Я так скажу. У конкурсных комиссий есть определенные ограничения. В обоих районах распоряжением губернатора я являюсь их руководителем. Сейчас там пока даже кандидатов нет, а есть лица, которые сдали документы. Еще идут проверочные мероприятия. И как только они будут допущены к конкурсу, мы сможем говорить на эту тему. А сегодня пока не о чем. Это касается ситуации и в Бийске, и в Рубцовске.
Практика показывает, не всегда люди, желающие участвовать в конкурсе, проходят проверочные мероприятия. И сегодня говорить, что точно будет по пять-семь кандидатов, непрофессионально.
– Насколько, на ваш взгляд, борьба за пост главы в этих районах является политической? Это же противостояние не между партиями, а внутриэлитное. Как глубоко край готов включаться в эти ситуации?
– Край занимает юридическую позицию. Должны быть правильно проведены конкурсы, заседания депутатов и приняты решения согласно законам РФ.
– В Бийске и Рубцовске для вас ожидаемо было, что документы подадут именно эти кандидаты? Возможно, были договоренности, а кто-то преподнес сюрприз.
– Договоренностей быть не может в этой ситуации. Выдвигать кандидатов могут партии, общественные организации. Что мы сегодня и видим.
– Но тому, что Студеникин, действующий мэр Бийска, подал документы, кажется, все удивились.
– Вы сами отвечаете на свой вопрос. Но он имеет на это право.
– Насколько может растянуться процесс проверок? Обычно они укладываются в какие-то более или менее стандартные сроки. А в Павловске уже пришлось переносить назначение.
– Не везде еще пришли документы. И это касается не только Павловского района. По Рубцовску, Рубцовскому району, еще по ряду территорий идут проверки. Чем больше желающих участвовать в конкурсе, тем дольше длится процедура. Неподготовленными комиссии не могут предложить депутатам те или иные кандидатуры.
"Вмешательство – неправильная формулировка"
– Как и когда вам предложили возглавить департамент?
– Мне поступило такое предложение ко времени окончания срока моих полномочий как главы.
– Почему вы согласились?
– Были определенные семейные обстоятельства, и мне хотелось расти, как и любому нормальному человеку.
– Вам раздают высокие авансы и возлагают большие надежды. На вас это не давит?
– Да, это очень повышает ответственность. Лучше бы я был малоизвестным человеком. Но я обещал, что буду делать все, чтобы эти надежды оправдать.
– Какие первоочередные задачи вы себе ставите?
– Плотная работа с территориями. Важна консолидация между депутатским корпусом и исполнительной властью в каждой из них. Только в этом случае может получиться положительный результат.
– В Бийском, Хабарском, других районах действительно возникали трения между главами и депутатами. Почему?
– Разные причины. Но чаще всего решающую роль играет человеческий фактор – отношение к труду, к поставленным задачам. Нередко это просто недопонимание или разная позиция по решению одной и той же проблемы, отсутствие договороспособности. А депутаты и глава должны двигаться в одном русле.
– А кто в таких ситуациях должен быть тем "взрослым", кто в большей степени должен идти на компромисс, а не вставать в позу?
– Здесь, наверно, должна присутствовать третья сторона, которая и называется департаментом внутренней политики. Чтобы рассудить стороны.
– И насколько допустимо вмешательство третьей стороны?
– Это неправильная формулировка – вмешательство. Правильно – объяснение ситуации одной или другой стороне. Есть много положительной практики в районах. СМИ обычно пишут об отрицательной, но есть и очень позитивный опыт – во всех сферах. Наша задача – показать: вот в том районе этот вопрос решили положительно, а у вас этого не происходит – обратите внимание, можно даже съездить и поучиться, что не возбраняется, а даже приветствуется.
– Депутаты АКЗС неоднократно довольно жестко высказались о прежнем качестве работы департамента, который плохо контролирует работу на местах. Как вы считаете, какие шаги нужно предпринять, чтобы наладить системную работу с местными властями?
– Я не буду обсуждать работу предшественника, это по меньшей мере некорректно. Но, вы правы, мы будем выстраивать систему взаимодействия с муниципалитетами. Мы уже проговорили с Андреем Валерьевичем (Некрасовым, заместителем начальника департамента. – Прим. ред.), как будем это делать. Понимание есть. Систему мы наладим такой, какой она должна быть.
– И какой?
– Я думаю, что если пошагово рассказывать, то я буду не нужен на этой должности руководителя (улыбается). Важно, что у меня такое понимание есть.
– Но сегодня выстраивание системы может натолкнуться на личные взаимоотношения на местах внутри элит, которые нередко и становятся причиной трений или конфликтов в территориях. Вы понимаете, как выстраивать систему, при которой такие взаимоотношения не будут довлеть при принятии решений над интересами населения? Как будете работать в политической плоскости?
– Зачем превращать межличностные отношения в политику? Это как раз наша работа – не допускать этого. Такие отношения ни в коем случае не должны определять ситуацию ни в одной территории.
Как это исправить? Первое, что мы сделаем, – совместно с АКЗС направим глав и председателей представительных органов учиться. Мы уже договорились об этом с двумя вузами – АлтГУ и РАНХиГС. Ведь нередко сложности возникают из-за недопонимания ситуации или незнания каких-то основ.
– Резюмируя – можно ли говорить, что одна из важнейших для вас задач состоит в том, чтобы не допустить влияния межличностных отношений на политическую ситуацию внутри территорий?
– Это сейчас основная задача.
"Пропитан" проблемами районов
– Как глава Завьяловского района вы раньше возглавляли палату районов в Ассоциации муниципальных образований края. Как вам это помогает? Насколько вы знакомы с главами – действующими или претендующими на это место?
– Конечно, 10 лет такой работы помогают. Я знаю тех, кто работает сейчас, помню тех, кто был главами до них.
Ассоциация – нужная вещь. Она собирает воедино все вопросы с территорий. И мне как раз досталась эта роль – аккумулировать у себя информацию из районов. Все животрепещущие вопросы собирались именно у меня. Естественно, я был "пропитан" проблемами всех районов.
– Насколько они общие?
– Все разные, как и территории. Разные подходы и у руководства к решению проблем. Наша задача – выявить наилучший опыт и транслировать на территории, где они не решаются.
– В прошлом году несколько экспертов говорили о том, что закон о местном самоуправлении требует серьезных изменений. Насколько, на ваш взгляд, он устарел? Требуется ли перенастройка полномочий, финансирования? Или вопрос не в законе?
– Я по 131-му закону писал диплом в вузе. Понимаете, закон – такая вещь, которая требует постоянных изменений. Есть нормы, которые уже не применимы в сегодняшних реалиях. И 131-й закон также требует изменений. Но, на мой взгляд, мнение об этом должно быть экспертное и комплексное, не только одно мое.
– Но есть же какие-то практические вещи, с которыми вы как глава сталкивались.
– Не хотел бы комментировать, поскольку мы обязаны исполнять действующий закон.
Переход на округа
– Создание муниципальных округов уже закреплено в законодательстве. Имеет ли смысл и дальше создавать их в Алтайском крае?
– На наш взгляд, этот вопрос нельзя с повестки снимать. Есть территории, где переход на форму округа мог бы быть востребован.
– Есть какой-то список районов, которые находятся в проработке по этому вопросу?
– Такого списка не существует.
– Сколько звонков от глав в день вам поступает?
– Я на работе с 8.00 до 21.00. Все это время занято в эфире.