Голосуй кнопкой. Как на алтайских выборах скажется внедрение "дистанта"
Приближающаяся губернаторская кампания в Алтайском крае, пожалуй, станет одной из самых технически инновационных за всю историю региона. Причина этому – недавние новости о том, что на выборах главы края все же будет использовано дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Как оценивают перспективы этого новшества эксперты – в материале "Толка".
ДЭГ из табакеркиВплоть до официального объявления об использовании электронного голосования со стороны краевого избиркома все, казалось бы, говорило: выборам губернатора суждено быть сугубо традиционными.
Такой точки зрения буквально еще в марте придерживались многие алтайские эксперты-политологи.
"Есть определенные вопросы к техническому оснащению региона. Одно дело рассматривать Барнаул, другое – отдаленные районы и поселения. Поэтому говорить о глобальном внедрении [ДЭГ] преждевременно", – отмечал тогда доцент кафедры философии и политологии Алтайского госуниверситета Сергей Асеев.
В это же время депутаты АКЗС уже готовили почву для того, чтобы ДЭГ все же внедрили на Алтае: именно тогда были приняты поправки, регламентирующие эту форму волеизъявления в регионе.
Однако заявки на применение цифрового голосования в ЦИК край тогда еще не подавал. Также, еще в начале года, в краевом избиркоме сообщали о том, что вопрос о внедрении ДЭГ в регионе "не рассматривается".
Однако несколько позже ситуация все же изменилась. Как оказалось, регион новую форму голосования вполне потянет.
"В Алтайском крае более 65% избирателей зарегистрированы на ЕПГУ. Доля домашних хозяйств региона, имеющих доступ к услугам широкополосного доступа к сети Интернет, составляет 79,86%. Сотовой связью покрыто около 70% территории Алтайского края, при этом охват мобильной связью стандарта LTE (4G) составляет более 85% населения региона", – сказано в недавнем сообщении краевого избиркома.
Студенты и садоводыОценки политологов, полученные уже после анонса о применении дистанционного электронного голосования в регионе носят довольно спокойный и нейтральный тон.
"У меня глубокое убеждение: это просто дополнительная форма, которую уже проверяли. На ход выборов она не повлияет" – считает политолог Михаил Литвинов.
По его мнению, влияние ДЭГ на явку на грядущих выборах будет мизерным: те, кто не хотел голосовать, не сделают это и в онлайн-формате.
А вот по оценке доктора политических наук, преподавателя Алтайского госуниверситета Ярославы Шашковой, ДЭГ все же способен увеличить "посещаемость" выборов.
"Эта форма может привлечь молодежь, которая, как правило, в сентябре занята чем-то другим или отдыхает на выходных", – заявляет эксперт.
Может ДЭГ "заманить" и другие категории граждан: жителей отдаленных населенных пунктов и дачников, которые редко горят желанием вернуться в город ради участия в выборах.
А политолог Константин Лукин отмечает:
"Есть понимание, что за Уралом у регионов большие проблемы с техническим обеспечением. Край выигрывает с точки зрения наличия интернета, все таки у нас ситуация лучше, чем во многих других регионах".
При этом то, что край уже сейчас начинает отрабатывать новый механизм, по словам эксперта, следует оценивать положительно. А все потому, что ДЭГ – "будущее всех выборов". Использование электронного голосования, по оценке Лукина, поднимает явку и даже "заметно".
Вице-спикер АКЗС и председатель правого комитета регионального парламента Денис Голобородько полагает, что какие-либо опасения из-за процедуры ДЭГ, "не имеют под собой конструктивной основы".
"Важно понимать, что ДЭГ не замена традиционного способа голосования – напротив, это расширение возможностей для избирателей. Кроме того, введение ДЭГ это уже требование времени", – говорит Денис Голобородько.
Кроме того, по словам депутата, опыт наблюдения за дистанционным голосованием уже наработан и к этому процессу привлекают компетентных специалистов, которые могут оценить ДЭГ с "технической точки зрения".